Москва, 28 мая - ИА Neftegaz.RU. Независимый топливный союз (НТС), объединяющий владельцев независимых автозаправочных станций (АЗС), предложил главе Федеральной антимонопольной службы (ФАС) И. Артемьеву и министру энергетики А. Новаку либерализовать цены на бензин на АЗС, отменить запрет на импорт топлива и приостановить действие демпфирующего механизма.
Об этом говорится в письме президента НТС П. Баженова, которое он отправил И. Артемьеву и А. Новаку 26 мая 2020 г.
В мае 2020 г. после длительного перерыва начали расти оптовые цены на моторное топливо.
Самая популярная марка бензина - АИ-92 в среднем подорожала в крупном опте на 17%, АИ-95 - на 21,5%, дизтопливо - на 6,8%.
В мелкооптовом сегменте рост был менее существенным - 10, 7,5 и 3,5% соответственно.
Также есть проблема с отгрузкой топлива по заявкам.
С наибольшими трудностями столкнулись Тульская, Самарская, Тверская, Рязанская и Саратовская области, Башкирия.
По мнению НТС, рост оптовых цен на бензин связан с регуляторными причинами.
Поэтому отказ от некоторых мер позволит добиться удешевления топлива.
Рост мелкооптовых цен НТС связывает с активным вмешательством правительства в работу российского рынка нефтепродуктов.
Введение демпфирующего механизма, призванного сглаживать влияние внешней конъюнктуры на цены внутреннего рынка, обернулось в 2020 г. убытками для нефтепереработки.
Демпфирующий механизм был введен правительством с 1 января 2019 г. после резкого скачка цен на топливо весной 2018 г. для сдерживания стоимости на внутреннем рынке при колебаниях цены на нефть.
Демпфер компенсирует нефтяникам потери от поставок топлива на внутренний рынок по фиксированный цене при гораздо более высокой экспортной альтернативе.
Государство возмещает компаниям до 60% разницы между условной внутренней ценой на топливо и более высокими экспортными ценами.
А если российские цены будут выше экспортных, то нефтяники поделятся с государством частью своей сверхприбыли, что сейчас и происходит.
За апрель 2020 г. нефтяникам придется заплатить в бюджет 80 млрд руб.
Также с введением режима самоизоляции спрос на топливо резко упал.
22 апреля 2020 г. А. Новак говорил о сокращении продаж бензина на 40–50%, дизтоплива - на 30%.
Чтобы избежать затоваривания, правительство с 1 апреля по 30 июня 2020 г. снизило нормативы реализации моторных топлив нефтекомпаниями на бирже в 2 раза: по автобензинам - с 10 до 5%, по дизтопливу - с 6 до 3%.
Кроме того, с 1 июня до 1 октября 2020 г. введен запрет на импорт отдельных видов топлива, в т.ч. бензина и дизтоплива.
В Минэнерго считают, что к росту цен это не приведет.
Но спрос уже начал восстанавливаться.
Поэтому в условиях ограниченного предложения цены выросли еще больше
Чтобы нормализовать ситуацию, НТС предлагает приостановить действие демпфирующего механизма, вернуть прежние нормативы биржевой реализации, отменить запрет на импорт нефтепродуктов и либерализовать цены в рознице.
Все эти меры помогут восстановить ценовой и координирующий механизмы российского рынка нефтепродуктов.
Но самое главное - это поможет наконец разорвать порочный круг постоянного роста цен на топливо.
Такие изменения позволят снизить розничные цены на нефтепродукты.
Потребительские цены на бензин в России в апреле 2020 г. в среднем опустились на 0,2% по сравнению с мартом.
При этом после обвала нефтяных котировок во многих странах мира розничные цены на бензин опустились на 10% и более.
Так, в Израиле топливо подешевело до уровня 2009 г., а в некоторых штатах США в марте 2020 г. цены на АЗС опустились ниже российских.
В США и европейских странах розничные рынки характеризуются высокой волатильностью, и зависят от динамики цен на мировом рынке нефти.
Демпфирующий механизм в РФ не дает ценам расти выше инфляции, но, вместе с тем, не позволяет ценам снижаться.
Ранее, в конце апреля 2020 г., А. Новак уже отказался от предложения приостановить действие демпфера.
Автор: Д. Савосин