USD 62.8666

+0.04

EUR 70.7941

+0.19

BRENT 62.84

-0.3

AИ-92 42.25

0

AИ-95 45.75

0

AИ-98 51.34

0

ДТ 46.16

0

4 мин
425

Регуляторные тиски и перманентный кризис. Независимые АЗС обратились к А. Силуанову с предложением по реформе топливного рынка

В Независимом топливном союзе считают, что меры, которые предприняло правительство для стабилизации ситуации на топливном рынке, зажали отрасль в регуляторные тиски, а рынок находится в кризисе с мая 2018 г.

Регуляторные тиски и перманентный кризис. Независимые АЗС обратились к А. Силуанову с предложением по реформе топливного рынка Регуляторные тиски и перманентный кризис. Независимые АЗС обратились к А. Силуанову с предложением по реформе топливного рынка

Москва, 26 июн - ИА Neftegaz.RU.Независимый топливный союз (НТС), так и не дождавшись никакой помощи от Д. Козака, 26 июня 2019 г. обратился к 1му вице-премьеру - министру финансов А. Силуанову с предложениями по пересмотру мер по поддержанию стабильности на топливном рынке. 
Об этом сообщил НТС.

Российский топливный рынок находится в кризисном состоянии с мая 2018 г.
Меры, которые предприняло правительство для стабилизации ситуации на топливном рынке, зажали отрасль в регуляторные тиски: с одной стороны, рост цен в топливной рознице ограничен пределами инфляции, а с другой, нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) испытывают существенное давление от высоких акцизов. 
Созданный регулятором механизм настройки в виде демпфера вызывает множество вопросов из-за своего несовершенства.
В демпфер не встроены автоматические рычаги, пресекающие возможности для спекуляций по получению более высокого вычета из бюджета путем увеличения внутренних цен (игра с объемами предложения).
Отсутствуют какие-либо гарантии, что вычет, получаемый нефтяными компаниями, будет адекватно отражен в оптовых ценах внутреннего рынка.
Кроме того, ключевые компоненты демпфирующего механизма завязаны на внешние показатели, отличающиеся высокой волатильностью и непредсказуемостью, что создает объективные условия необходимости частого пересмотра параметров демпфера и сулят серьезный риск увеличения размера выпадающих доходов бюджета.

НТС предлагает следующие меры:
  • отменить или кратно снизить акцизы, т.к. они негативно отражаются на рентабельности НПЗ и служат нижним рычагом регуляторных тисков. Также акцизы не является нейтральными по отношению к цене и для промежуточного, и для конечного потребителя. Они провоцируют возникновение ситуации ценовых скачков. Демпфер слабо способствует сдерживанию подобных тенденций, что отчетливо демонстрирует текущая ценовая динамика. Необходима отмена или кратное снижение акциза в силу высокой чувствительности внутренних цен к его изменениям, а также отказ от демпфера, как неэффективного и неадаптивного инструмента.
    НДПИ является налогом на недра, а недра - национальное достояние. Акциз же фактически выступает налогом на потребителя. В ситуации стагнации реальных доходов граждан, повышение налоговой нагрузки на автомобилистов - крайне негативная и антисоциальная мера. Эти обстоятельства усугубляются также и тем, что фактически потребители и независимый бизнес на сегодняшний день субсидируют в рамках демпфирующего механизма крупные нефтяные компании
  • перенести бремя выпадающих доходов бюджета с НПЗ, розницы и автомобилистов на добывающий сектор. Основной детерминантой внутренней цены на нефтяное сырье выступает индекс экспортной альтернативы, который при этом не зависит от величины НДПИ. Исторически спред между ценой сырой нефти для НПЗ и мировой ценой на нефть марки Urals не достигал высоких значений, а нефтяные компании в течение и 2018, и 2019 гг. отчитывались о значительном росте доходов от экспортных поставок сырья. В силу того, что нефтяные компании платят НДПИ вне зависимости от направления поставки, его увеличение в меньшей степени транслируется в цены светлых нефтепродуктов по всем звеньям от переработки до розницы. Выпадающие доходы бюджета вследствие снижения акцизов целесообразно перенести на добычу сырья, а часть этой дельты, которая возникнет по причине увеличения НДПИ, направлять непосредственно в дорожные фонды, для чего требуются внесения изменений не только в Налоговый, но и в Бюджетный кодекс РФ;
  • прекратить режим сдерживания цен в рамках инфляции. Ослабление налоговой нагрузки на НПЗ положительно скажется не только на оптовой, но и на розничной цене, а также позволит уйти от практики сдерживания розницы в рамках инфляции, что несовместимо с конкурентными рынками и регулярно создает ситуации поощрения непричастных и наказания невиновных. Такой подход позволит безболезненно либерализовать цены на бензин и дизтопливо. Появление устойчивых значений рентабельности в нефтепереработке и рознице будет способствовать притоку инвестиций в развитие топливной инфраструктуры страны, а также запустит механизм ценовой конкуренции за потребителя.
НТС готов оказать поддержку органам власти, включая Минфин в рассмотрении его предложений, а также предоставить все имеющиеся расчеты.
Союз снова призвал всех игроков и регуляторов рынка сесть за стол переговоров с целью выработки системных мер, исключающих состояние перманентного кризиса на топливном рынке и стимулирующих его развитие и стабильный приток инвестиций в отрасль.
По словам главы НТС П. Баженова, сложившийся статус кво создает иллюзию стабильности ситуации, но на деле обрекает автомобилистов платить за топливо все больше и больше год от года.
При этом, и НПЗ, и розница, не получая нормальных значений прибыли, будут стагнировать и обречены на постепенную деградацию.

Напомним, что НТС не в первый раз предлагает меры по реформе внутреннего рынка нефтепродуктов.
Еще в ноябре 2018 г. союз написал открытое письмо В. Путину о плачевной ситуации на рынке нефтепродуктов и попросил его вмешаться в ситуацию и создать комиссию при правительстве с участием всех заинтересованных.
После этого в конце ноября 2018 г. владельцев независимых АЗС даже пригласили принять участие в правительственном совещании под председательством вице-премьера Д. Козака.
Там глава НТС П. Баженов говорил о необходимости либерализации топливного рынка, которая повлечет за собой повышение конкуренции в т.ч. ценовой, создание резерва, повышения продаж на бирже, однако не одна из мер не была принята в разработку правительством.
Взгляды на стабилизацию внутреннего рынка нефтепродуктов у правительства и независимой розницы очень сильно расходятся.
После очередного скачка цен в мае 2019 г. сначала на бирже, а потом и в рознице, НТС снова обратился к Д. Козаку с предложением реформы рынка, прогнозируя повторение сценария весны 2018 г. 
Тема роста цен на топливо довольно чувствительная для правительства, поэтому, чтобы поумерить пыл независимых игроков ФАС выдала НТС предупреждение о недопустимости публичных высказываний о прогнозируемом росте цен на бензин.
Д. Козак, в свою очередь, заявил, что существующая оптовая цена обеспечивает достаточную маржинальность независимой рознице, а поводов для тревоги нет.

Автор: Д. Савосин

Источник : Neftegaz.RU

Система Orphus