Москва, 13 ноя - ИА Neftegaz.RU. На топливном рынке России вот уже почти год развернулась чрезвычайная ситуация, которая поставила владельцев более 60% всех АЗС России на грань разорения.
Независимый топливный союз от имени владельцев всех независимых АЗС России 12 ноября 2018 г. обратился с открытым письмом к президенту РФ В. Путину.
Как это принято в РФ если дело доходит лично до В. Путина, значит ситуация действительно тяжелая.
НТС жалуется на жесткую позицию правительства по поводу независимых игроков.
Там считают, что независимую розницу уже списали со счетов.
Тезисы главы НТС П. Баженова:
- на сегодня независимые АЗС вынуждены продавать топливо по самым высоким ценам. Банки отказывают в кредитах. Независимые АЗС дискредитированы в глазах населения. Топливо отпускается в опте в ограниченных количествах. Правительство открыто призвало фискальные и надзорные ведомства к проверкам деятельности независимых АЗС, отводя внимание от борьбы с причинами на борьбу со следствиями кризиса в российском нефтегазе;
- прикрывая нежелание проводить выгодную всем комплексную реформу в отрасли и непрофессионализм, регуляторы уходят от личной ответственности за провал собственной экономической политики в топливном секторе, перекладывая ее на плечи независимых АЗС;
- нет никакой иной возможности достучаться до власти и донести наши проблемы, кроме как обратиться непосредственно к президенту;
- биржевые и оптовые цены внутреннего рынка менее, чем за 2 месяца выросли более чем на 20%. В условиях заморозки розничных цен это привело к колоссальным убыткам независимой розницы. Вместе с тем, регуляторы не видят в этом проблемы, они продолжают мастерить очередные хлипкие костыли для еле дышащего рынка;
- в условиях так и не увеличившихся до индикативных значений объемов поставок на биржу, привычный оптовый механизм дал сбой. Неконтролируемый рост оптовых цен в условиях заморозки розничных привел к минусовой маржинальности всех АЗС страны, включая и АЗС вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК). В таком положении сектор топливной розницы работает уже 8 из 10 месяцев 2018 г.;
- несмотря на это, правительство принимает еще более жесткое решение - зафиксировать маржу между мелкооптовыми и розничными ценами на уровне не более 4%. В противном случае, если разница будет выше - есть прямое указание на проверку независимой розницы ФНС, ФАС и др. органами. Ни один бизнес не сможет выжить при маржинальном покрытии в 4%. Этого хватит только на то, чтобы доставить топливо до АЗС и оплатить банкам эквайринг. И если ВИНК еще могут компенсировать убытки розницы за счет экспорта и оптовых продаж, то независимым АЗС остается только «замотать шланги» и покинуть рынок;
- у независимых операторов есть выбор между плохим и очень плохим решением: либо опустить цены до уровня +4% от мелкого опта, неизбежно получив минусовую операционную маржинальность, либо поднять цены в соответствии с экономическими реалиями и спровоцировать и отток клиентов, и проверки со стороны надзорных органов. В итоге, вне зависимости от выбранных вариантов следует ожидать дальнейшее сжатие независимого сектора. Таким образом, финал для независимого сектора в любом из перечисленных вариантов предрешен - разорение и потеря бизнеса;
- как последний гвоздь в крышку гроба независимой топливной розницы звучит бескомпромиссная позиция правительства по вопросу увеличения акцизов на топливо с 1 января 2019 г., что неизбежно приведет к еще более мощному скачку внутренних цен, а в условиях директивного управления похоронит навсегда остатки подобия рынка и вызовет волну социального негатива.
В НТС называют действия правительства по стабилизации внутреннего рынка - беспределом.
Если не инициировать разработку и проведение комплексной реформы российского топливного рынка, НТС грозит устроить всероссийскую забастовку независимых АЗС.
В союзе напомнили, что еще в июне 2018 г. разработали предложения по комплексному реформированию российского топливного рынка и неоднократно направляли их в профильные инстанции.
НТС попросил В. Путина вмешаться в ситуацию и создать комиссию при правительстве с участием союза и региональных представителей независимого сектора с целью выработки всех необходимых мер по оздоровлению ситуации с учетом интересов всех участников рыночного процесса.
Напомним, после того, как правительству в ручном режиме удалось стабилизировать рынок нефтепродуктов после весеннего скачка цен, осенью 2018 г. стоимость бензина вновь поползла вверх.
В рамках стабилизации внутреннего рынка правительство принудило нефтяные компании к соглашению о заморозке цен на уровне июня 2018 г.
Соглашение было достигнуто на совещании под руководством Д. Козака 31 октября 2018 г.
В случае нарушения нефтяным компаниями грозит солидарная ответственность в виде заградительных пошлин на нефть.
Уже 1 ноября 2018 г. цены на бирже снизились на 2-4%.
Однако это было разовое снижение, и 6 ноября 2018 г. цены на бирже вновь начали расти.
Так, на 6 ноября 2018 г. АИ-92 стоил 49,9 тыс. руб/т, а 9 ноября 2018 г. Аи-92 вырос уже до 50,323 тыс. руб./т.
Обсудить на Форуме
Автор: Д. Савосин