Президент Транснефти Н.Токарев опекал Владимира Путина в дрезденской резидентуре КГБ.
КГБ обратил внимание на Н.Токарева, когда он учился в Карагандинском политехническом институте.
Н.Токарева определили на учебу в московскую Высшую школу КГБ на 2-годичный 8-й факультет.
Вместе с Н.Токаревым на том же факультете, но в другой, французской группе учился председатель Госдумы С. Нарышкин.
В 1980-х годах, Н. Токарева отправили работать за границу, в дрезденскую резидентуру КГБ.
В середине 1980-х туда приехал служить В. Путин.
Н.Токарев взял Путина под крыло, всячески опекал его, говорит их сослуживец.
"Почти вся резидентура КГБ в Дрездене жила в одном подъезде", - отмечает он.
«Двери не закрывали, постоянно ходили друг к другу в гости. Как-то сидим с Токаревым в компании. Заходит кто-то бледный, тихий и стеснительный. «А это Вова», - говорит Токарев. Кто-то из компании приглашает: "Вова, садись, выпьем...» «Нет, - отвечает за него Токарев. - Вова у нас не пьет», - отметил сослуживец.
В 1990 году В. Путин вернулся в Ленинградское управление КГБ, а Токарев, по воспоминанию одного из его коллег, остался. В 1996 году пути Н. Токарева и В. Путина опять пересеклись, но роли уже поменялись: теперь уже Путин, ставший к тому моменту заместителем управделами президента, шефствовал над Токаревым.
В марте 2000 года Путин стал президентом, в сентябре того же года Токарев получил пост гендиректора Зарубежнефти. Через 7 лет он был назначен президентом Транснефти, прокомментировав свое назначение: «Если президент поручает, долго чесать затылок нельзя».
Его предшественник С. Вайншток, по словам его знакомых, пользовался уважением В. Путина и имел к нему прямой доступ. Причиной отставки Вайнштока считается конфликт с другим приятелем Путина - Г. Тимченко. Тимченко нашел поддержку наверху, подключился тогдашний замглавы администрации президента И. Сечин, и проверяющие органы стали интересоваться Вайнштоком.
При Н.Токареве разгорелся скандал вокруг подрядчиков на строительстве нефтепровода ВСТО. «Все проблемы ВСТО возникли по банальной причине: интересы тех, кто взялся строить эту трубу, и интересы дела радикальным образом расходились», - рассказывал Н. Токарев.
Транснефть провела внутреннюю проверку по ВСТО и отправила ее в Счетную палату. Потом этот отчет опубликовал А. Навальный из документа следовало, что на стройку перерасходовали около 2 млрд долларов.
Кстати тогда, Транснефть потерпела серьёзные убытки.
В документе полностью приводилась схема, по которой Транснефть раскрывала хищения у своих субподрядчиков. Выигранные суды и возвращёние похищенных сумм контрагентами во многом происходили за счёт этой схемы. После её публикации А. Навальным – карты были раскрыты, а недобросовестные подрядчики научились её обходить, минуя неприятные для себя последствия.
Эффективность возврата денежных средств по искам упала после медиа-диверсии А. Навального - более чем в 25 раз.
До этого суды удовлетворили иски на 8,5 млрд руб, а после Транснефть смогла вернуть лишь 333,3 млн руб.
В конце 2011 года Токарев и его окружение сами оказались в роли проверяемых. 19 декабря 2012 Путин неожиданно обрушился на «оборзевших» энергетиков, а следом, 28 декабря 2012 г, вышло поручение, в котором он попросил уже все госкомпании отчитаться «о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера» топ-менеджеров и их родственников - супругов, детей, родителей, родных братьев и сестер. Проверка, впрочем, не повлияла на позиции Н. Токарева - трудовой договор с ним в 2012 году продлили еще на 3 года.
Кстати говоря, глава Транснефти Н. Токарев 21 января 2013 г доложил В. Путину об итогах работы компании в 2012 г и ходе реализации ее инвестиционной программы. 2012 г был очень удачным для компании: все плановые показатели производственной и финансово-хозяйственной деятельности были перевыполнены, сообщил довольный Н.Токарев.
Автор: Ведомости