Об этом 14 июня 2024 г. сообщил председатель Комитет Госдумы по энергетике П. Завальный, находящийся с визитом в Турции в рамках визита межпарламентской группы дружбы.
Надо снимать барьеры
П. Завальный отметил, что энергетика является одним из значимых направлений российско-турецкого двустороннего экономического взаимодействия.Развитие сотрудничества России и Турции в энергетике выгодно обоим государствам и укрепляет их экономическую и энергетическую безопасность.
Глава комитета по энергетике отметил интенсивный и согласованный темп реализации флагманского атомного проекта в Турции по строительству АЭС Аккую, а также перспективы сотрудничества в газовой сфере.
Это сотрудничество продолжится, несмотря на попытки ограничить его в интересах третьих стран, а парламентские группы 2 стан, ответственные за законодательное обеспечение энергетики, могут внести свой вклад в этот процесс.
Одним из препятствий в развитии сотрудничества в ТЭК является вопрос признания турецкой стороной российских стандартов, в частности, нефтегазового оборудования.
Институт стандартов Турции настаивает на обязательном применении европейских стандартов, но получение таких сертификатов соответствия в текущих условиях российскими компаниями невозможно.
П. Завальный обратил внимание министра энергетики и природных ресурсов Турции А. Байрактара на важность снятия этой проблемы в интересах развития двустороннего сотрудничества.
Также есть санкционные риски для проектов модернизации и строительству электроэнергетических мощностей в Турции, в которых готовы участвовать российские компании.
Однако для этих проектов актуальны риски, связанные с санкциями в банковской сфере, но их снятие также возможно при поддержке регулирующих органов Турции.
АЭС Аккую и др. проекты Росатома
Сооружение АЭС Аккую реализуется в согласованном интенсивном режиме благодаря поддержке турецкой стороны.В силу отсутствия до недавнего времени в Турции атомной промышленности и опыта ее нормативного обеспечения, многие вопросы, регулирующие полноценное существование и работу объектов использования ядерной энергии, необходимо уточнить.
Прежде всего, это законы о труде, социальной защите прав трудящихся, компенсациях за особые условия труда и т.д.
Также необходимы решения, касающиеся организации упрощенной схемы таможенной очистки импортируемой продукции для АЭС Аккую и развития национальной системы обращения с отработавшим ядерным топливом (ОЯТ) в Турции.
Тезисы от П. Завального:
- мы готовы поделиться опытом, а наши коллеги из Аккую Нуклеар - оказать необходимое содействие в разработке поправок в законодательные акты Турции,
- также Росатом готов предложить турецким коллегам совместные проекты по многим энергетическим и неэнергетическим направлениям, что означает развитие смежных отраслей, социальных, образовательных, медицинских проектов,
- мы будем рады совместно с представителями Росатома пригласить наших турецких коллег посетить один из атомных городов России, например, Обнинск - центр атомной науки и технологий, чтобы они своими глазами увидели, как живут и работают атомщики, как развиваются территории присутствия госкорпорации, какие положительные эффекты приносят их проекты,
- также мы передали членам Комиссии приглашение от руководства Аккую Нуклеар посетить площадку проекта и получить ответы на все интересующие вопросы непосредственно на месте.
- опыт и партнерские связи, наработанные в рамках проекта АЭС Аккую, а также уже отлаженные каналы взаимодействия с турецкими регулирующими органами, могут быть использованы при принятии решения о разработке и реализации проекта АЭС Синоп, диалог по которому активизирован в 2024 г. в соответствии с договоренностями наших президентов.
АЭС Аккую строится в провинции Мерсин на юго-восточном побережье Средиземного моря.
Станция будет состоять из 4 энергоблоков с реакторами российского дизайна ВВЭР-1200 поколения 3+, общая мощность - 4800 МВт.
Сооружение АЭС Аккую - 1й проект в мировой атомной отрасли, реализуемый по модели Build-Own-Operate (BOT).
В апреле 2024 г. на 1м энергоблоке начались полномасштабные пусконаладочные работы, его ввод в эксплуатацию ожидается в 2025 г.
К 2050 г. Турция планирует иметь в общей сложности 12 реакторов с общей генерирующей мощностью 15 тыс. МВт.
Помимо АЭС Аккую планируется строительство еще 2 АЭС большой мощности в провинции Синоп на побережье Черного моря и в Восточной Фракии (европейская часть Турции).
Переговоры по будущим АЭС Турция ведет с Россией, Китаем и Южной Кореей.
По мнению П. Завального, Росатом с 90% вероятностью получит для реализации проект АЭС Синоп, учитывая конкурентные преимущества.
Планируется, что АЭС Синоп будет включать 2 энергоблока мощностью 1250 МВт каждый.
Модель BOT не планируется, предлагается схема, предполагающая совместное проектное финансирование, совместное привлечение инвестиций и работу турецкого генподрядчика.
Окончательное решение от Турции по этому вопросу можно ожидать в течение 2025 г.
Также у Турции есть амбициозные планы удвоить к 2035 г. электрогенерирующие мощности в 2 раза за счет безуглеродной энергетики - АЭС, энергии солнца, ветра, газа и водорода.
Помимо сооружения АЭС большой мощности, Росатом готов совместно развивать проекты в сфере малых модульных реакторов и ветрогенерации, где Росатом имеет соответствующие компетенции и реализованные проекты.
Возможно сотрудничество и по другим направлениям и технологиям неэнергетического сектора.
Кроме того, предприятия Росатома имеют обширный опыт в части создания различных систем безопасности.
Еще одно важное направление - ядерная медицина, в т.ч. производство медицинских изотопов и радиофармпрепаратов, оборудования для диагностики и терапии.
Турецкий газовый хаб
В газовой сфере наличие магистральных газопроводов (МГП), снимающих риски транзита российского газа в Турцию - Голубого потока и Турецкого потока, дает возможность реализации перспективного проекта создания газового хаба.Для России и Турции проект может принести очевидные выгоды, особенно в сложившихся геополитических обстоятельствах.
При этом существующая геополитическая напряженность требует особого внимания к вопросам обеспечения безопасности трубопроводной инфраструктуры
Российская сторона обеспечивает усиленный режим охраны МГП Турецкий поток и Голубой поток на территории РФ и в ее акватории и рассчитывает на принятие турецкой стороной соответствующих усиленных мер по обеспечению безопасности в зоне ответственности Турции.
П. Завальный сообщил, что все решения по вопросу создания в Турции газового хаба могут быть приняты в 2024 г.
Для создания торговой площадки может быть использован опыт электронной площадки Санкт-Петербургской биржи.
Важность проекта для России, Турции и европейских потребителей газа заключается в неясных перспективах транзита российского газа по газотранспортной системе (ГТС) Украины в связи с истечением транзитного контракта в 2024 г.
При этом через Турецкий газовый хаб в Европу будет поступать обезличенный газ из различных источников, что снимает риски санкций со стороны ЕС, а также отсекает заградительные меры отдельных стран, вроде попытки введения Болгарией повышенной таксы за транзит российского газа.
На 1м этапе Турецкий газовый хаб должен быть реализован как электронная торговая площадка, но в дальнейшем могут быть задействованы и физические мощности для хранения газа в Турции, благо свои подземные хранилища газа (ПХГ) Турция активно развивает.
Более того, П. Завальный не исключил возможность строительства 2й очереди МГП Турецкий поток.
Напомним, что МГП Турецкий поток реализован в 2-ниточном варианте общей мощностью 31,5 млрд м3/год газа.
1я нитка предназначена для поставок газа на внутренний рынок Турции, 2я - для поставок газа в Южную и Юго-Восточную Европу, ее сухопутное продолжение идет по территории Болгарии и Сербии и далее в Венгрию.
При этом проект МГП Южный поток, а затем и первоначальная версия МГП Турецкий поток, создавались из расчета на 4 нитки общей мощностью 63 млрд м3/год.
Документация под этот объем проработана, подводящие мощности в России построены, а вице-премьер РФ А. Новак подтверждал, что Россия может потенциально экспортировать в Европу через Турцию и Черное море около 63 млрд м3/год газа.