Визы под документами на полях Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) 6 июня 2024 г. поставили главы Минэнерго РФ и РБ С. Цивилев и В. Каранкевич.
Дорожные карты для объединенных рынков
Планы мероприятий по формированию объединенных рынков электроэнергии и газа России и Белоруссии принимаются в рамках исполнения основных направлений реализации положений договора о создании Союзного государства на 2024-2026 гг.В соответствии с подписанными документами:
- в 2024 г. планируется подписание межгосударственного договора о формировании объединенного рынка электрической энергии Союзного государства,
- стороны также должны завершить согласование и подписать правила функционирования объединенного рынка электрической энергии,
- предусматривается разработка дорожной карты по формированию внутреннего оптового рынка электроэнергии Белоруссии,
- в части формирования объединенного рынка газа продолжится работа по согласованию принципов его функционирования, предусматривающих дальнейшее сближение условий хозяйствования в газовой сфере с 1 января 2026 г.
Тезисы от С. Цивилева:
- документы содержат список основных шагов по формированию объединенных рынков электроэнергии и газа России и Беларуси,
- подписание данных документов станет еще одним шагом к обеспечению более глубокой интеграции энергосистем наших стран и как следствие энергобезопасности.
Тезисы от В. Каранкевича:
- достигнут ряд важнейших договоренностей о развитии сотрудничества в энергетике, направленных на укрепление энергетической безопасности Союзного государства, эффективное функционирование национальных экономик,
- договоренности придадут динамику нашей совместной работе по вопросам формирования общих энергетических рынков,
- наши совместные усилия будут сконцентрированы на переводе в практическую плоскость механизмов функционирования энергорынков и дальнейшем поэтапном углублении двусторонней интеграции.
Долгая дорога к единым рынкам
Россия и Белоруссия в течение долгого времени работают над созданием законодательной основы для функционирования общих рынков энергоресурсов в Союзном государстве.Процесс идет тяжело, сроки постоянно сдвигаются, что отодвигает запуск самих объединенных рынков.
Процедура запуска объединенного рынка электроэнергии России и Белоруссии разделен на этапы.
Запуск 1го этапа, на котором продажа электроэнергии должна осуществляться через специальных уполномоченных представителей - по одному от каждой стороны (Белэнерго и Интер РАО), был запланирован на 1 января 2024 г., но сроки были сдвинуты.
В январе 2024 г. В. Каранкевич сообщил о готовности общего рынка электроэнергии к 1му этапу работы.
На 2м этапе, с учетом совместной работы по объединенному рынку газа и планируемого выравнивания стоимостных условий на газ, предусматривается более глубокая интеграция в электроэнергетике с расширением субъектного состава участников рынка и организацией единого технологического процесса оперативно-диспетчерского управления.
В дальнейшем объединенный рынок электроэнергии должен быть синхронизирован с работой общего рынка электрической энергии Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Ожидалось, что объединенный рынок электроэнергии Беларуси и России должен быть синхронизирован с работой энергорынка ЕАЭС с 2025 г., но об этом говорить пока рано.
С 1 января 2027 г. предусматривается более тесная интеграция с расширением участников рынка, в результате чего производители и потребители электроэнергии в России и Белоруссии смогут участвовать на равных условиях.
По объединенному рынку газа Союзного государства ситуация еще сложнее.
Президент РФ В. Путин говорил, что до 1 декабря 2023 г. планируется подписать документ о создании объединенного рынка газа России и Белоруссии, однако процесс продолжил затягиваться.
На заседании Высшего государственного совета Союзного государства 29 января 2024 г. президент Белоруссии А. Лукашенко сообщил, что окончательного решения о создании общих рынков для нефти, нефтепродуктов и газа стороны не приняли.
Чуть позднее В. Каранкевич сообщил, что стороны существенно продвинулись в вопросах по формированию объединенного рынка природного газа, есть понимание по вопросам дальнейшего развития интеграционных процессов в газовой сфере.
В качестве основной задачи министр назвал согласование принципов работы объединенного рынка газа для сближения ценовых условий, условий хозяйствования и перевода достигнутых договоренностей в практическую плоскость.
Ключевым вопросом для Белоруссии является равный с Россией уровень цен на газ.
Справедливой ценой Белоруссия считает цену на уровне цен в граничащей с ней Смоленской областью России, т.е. порядка 70 долл. США/1000 м3.
Россия в ответ поясняла, что поставки газа в этот регион дотируются из российского бюджета, что в отношении Белоруссии, которая является дружественным, но независимым государством, при текущем уровне интеграции нецелесообразно.
Вопрос цены на российский газ для Белоруссии на 3-летний период был согласован в конце 2022 г. по итогам договоренностей В. Путина и А. Лукашенко, достигнутых 19 декабря 2022 г.
Тогда Россия и Белоруссия определили условия формирования цены на российский газ для белорусской стороны и наценки Белтрансгаза на период до 2025 г., зафиксировав цену на газ на 3 года.
Цена на российский газ для Белоруссии в 2023-2025 гг. согласована на уровне 2022 г., т.е. 128,52 долл. США/1000 м3 с расчетом в рублях.
По итогам визита В. Путина в Белоруссию в мае 2024 г. посол Белоруссии в РФ Д. Крутой сообщил, что в 2026 г. стороны должны окончательно выработать алгоритм сближения цен на газ.