USD 93.4419

0

EUR 99.7264

0

Brent 89.78

-0.37

Природный газ 1.724

-0.05

8 мин
...

Логистика и общие рынки энергоресурсов. Страны ЕАЭС обсудили вопросы расширения взаимодействия

Причем логистические перспективы на данный момент обсуждаются более активно, по крайней мере в открытом инфополе.

Логистика и общие рынки энергоресурсов. Страны ЕАЭС обсудили вопросы расширения взаимодействия

Источник: пресс-служба президента Казахстана

Москва, 25 мая - ИА Neftegaz.RU. Основными вопросами заседания Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС) стали формирование общих рынков энергетических ресурсов стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и формирование транспортно-логистических коридоров.
Заседание состоялось 25 мая 2023 г. в Кремле.

Переговоры начались со встречи в узком составе, в которой приняли участие президент РФ В. Путин, премьер-министр Армении Н. Пашинян, президент Белоруссии А. Лукашенко, президент Казахстана К.-Ж. Токаев, президент Киргизии С. Жапаров и председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) М. Мясникович.
В расширенном формате к заседанию по видеосвязи присоединился президент Узбекистана Ш. Мирзиеев (Узбекистан имеет статус наблюдателя при ЕАЭС).
Кроме того, на переговорах выступили президент Азербайджана И. Алиев и президент Таджикистана Э. Рахмон, также присутствовали генсек ШОС Чжан Мин, а видеообращение к участникам встречи направил президент Кубы М. Д.-К. Бермудес.
По итогам заседания ВЕЭС подписан пакет из 13 документов, но несмотря на громкий анонс, сделанный накануне президентом РФ В. Путиным, по итогам заседания ни о каких масштабных договоренностях в энергетике официально объявлено не было.

Общий рынок газа. Все сложно

В энергетике основными вопросами обсуждения ВЕЭС стало формирование общих рынков энергоресурсов.
В первую очередь, сложности связаны с созданием единого рынка газа, причем дополнительным осложняющим достижение договоренностей фактором становится наличие в рамках ЕАЭС Союзного государства в лице Беларуси и России, в котором идут свои интеграционные процессы.
На этот момент накануне обратил внимание К.-Ж. Токаев, назвав в целом такую структуру ЕАЭС уникальным прецедентом в мировой политической истории, когда создается государство по формуле «Две страны - одно государство».
Параллельно в ЕАЭС имеется и другой уровень интеграции, представленный Казахстаном, Кыргызстаном и Арменией, такая двоякая ситуация требует своего решения.
При этом все участники ЕАЭС считают важным формирование общих рынков энергоресурсов.

Тезисы от Н. Пашиняна:
  • укрепление потенциала национальных экономик обусловлено грамотным подходом к обеспечению энергетической безопасности,
  • своевременное функционирование общего рынка газа ЕАЭС в долгосрочной перспективе будет способствовать формированию благоприятных и взаимовыгодных условий торговли, обеспечению повышения энергетической безопасности и конкурентоспособности государств-членов союза на международном рынке,
  • в этом контексте армянская сторона готова к конструктивному диалогу с целью скорейшего достижения консенсуса по неурегулированным вопросам.

Тезисы от А. Лукашенко:
  • по ряду важнейших вопросов внутренней повестки нашей интеграции мы двигаемся сложно и откровенно медленно,
  • прежде всего, речь идет о формировании общих рынков газа, нефти, нефтепродуктов, реализации мероприятий цифровой повестки, либерализации транспортного рынка,
  • а ведь это основополагающая для наших экономик сфера деятельности, и ее актуальность на фоне санкций только возросла.

Логистика. Меридиональная и широтная

В сфере логистики в ЕАЭС сформирована общая позиция по поводу необходимости развития и расширения транспортных коридоров.
Для России в числе приоритетов - развитие международного транспортного коридора (МТК) Север - Юг, тогда как для стран Центральной Азии меридиональные и широтные маршруты имеют равное значение.
Так, Казахстан считает целесообразным интеграцию проекта МТК Север - Юг с Транскаспийским международным транспортным маршрутом.
Кыргызстан волнуют вопросы доступа к транспортным коридорам для стран, не имеющих выхода к морю, Белоруссия подчеркивает важность недискриминационного доступа к создаваемой инфраструктуре.

Тезисы от К.-Ж. Токаева:
  • в текущих геоэкономических условиях более эффективное раскрытие потенциала Союза, расшивка узких мест - это наш общий приоритет,
  • прежде всего речь идет о свободе движения товаров, формировании единого, безбарьерного рынка и обеспечение беспрепятственного транзита товаров в третьи страны,
  • уверен, что наш экономический союз станет связующим звеном между Европой и Азией, глобальным Югом и Севером.
  • приветствуем намерения Российской Федерации по формированию коридоров в направлении Китая, Индии, Пакистана, Ирана, государств Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии,
  • считаю, что созрело понимание необходимости развития МТК Север - Юг в сопряжении с Транскаспийским маршрутом,
  • в этой связи Казахстан будет выступать надежным логистическим хабом ЕАЭС, задействуя все свои возможности и ресурсы,
  • в качестве предметных инициатив предлагаем запустить скоростные грузовые поезда по ж/д-магистрали Челябинск - Болашак - Иран протяженностью 2873 км, для этого можно использовать действующую инфраструктуру МТК Север - Юг с созданием грузового консолидирующего центра в Челябинске,
  • Казахстан готов реконструировать узкие места в своей ж/д-сети Бейнеу - Мангистау и на участке автомобильной дороги Бейнеу - Шалкар,
  • хорошим примером сотрудничества призвано стать строительство ж/д Бахты - Аягоз, ее запуск позволит значительно нарастить пропускную способность и Казахстана, и России в направлении Китая.
  • также можно было бы рассмотреть возможность совместных инвестиций в строительство инфраструктуры в морских и сухих портах Ирана и Туркменистана, что значительно расширит географию экспорта государств-членов, укрепит наши логистические возможности.
  • наряду с развитием физической инфраструктуры, важно выработать предметные решения по созданию общей цифровой системы транзита товаров,
  • следует решить вопросы использования электронных пломб, гарантийных систем оперативного информационного обмена, а также развития системы единого окна.

Тезисы от С. Жапарова:
  • в сфере транспортно-логистической инфраструктуры хочу акцентировать внимание на необходимости развития новой инфраструктуры транспортных коридоров, в частности по направлениям Север - Юг и Восток - Запад,
  • в 2022 г. был утвержден перечень приоритетных инфраструктурных интеграционных проектов в сфере транспорта,
  • необходимо активизировать работу по расширению данного перечня с учетом долгосрочных перспектив, а также создавать условия для их успешной реализации, в т.ч. в части их финансирования,
  • при этом предлагаю обратить особое внимание на обеспечение доступа к транспортным коридорам для стран ЕАЭС, не имеющих выхода к морю.

Тезисы от А. Лукашенко:
  • приоритетный вектор развития союза - совершенствование транспортной инфраструктуры и развитие эффективной логистики,
  • в связи с разворотом наших экспортных потоков на юго-восток очень важно совместными усилиями «прорубить окно» в страны названного региона,
  • это бездонный рынок для наших товаров,
  • в то же время мы должны обеспечить равный доступ к имеющейся и создаваемой инфраструктуре, чтобы в дальнейшем не возникло неприятных ситуаций, как в случае с экспортом на рынки третьих стран лесоматериалов через территории государств-членов и, как Казахстан говорит, каменного угля.
  • считаю целесообразным вернуться к рассмотрению вопроса о либерализации автомобильных перевозок в третьи страны без необходимости получения спецразрешений.

Тезисы от Ш. Мирзиеева:
  • Узбекистан в качестве государства-наблюдателя при ЕАЭС продолжает активно участвовать в многосторонних мероприятиях и проектах, направленных на развитие взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества в рамках объединения,
  • взаимодействие в сфере транспорта и транзита является стратегическим направлением нашего партнерства,
  • в нынешних реалиях важно усилить совместную работу по формированию альтернативных транспортных коридоров и созданию устойчивых логистических цепочек,
  • поддерживаем развитие международных маршрутов Север - Юг и других магистралей, соединяющих наш регион с Китаем, странами Ближнего Востока и Южной Азии,
  • выступаем за тесную координацию в вопросах тарифной политики,
  • приглашаем присоединиться к работе проектного офиса по реализации проекта строительства железной дороги Узбекистан - Афганистан - Пакистан.

Тезисы от И. Алиева:
  • Азербайджан расположен на географическом перекрестке транспортных путей Восток - Запад и Север - Юг,
  • транспортно-логистическая инфраструктура нашей страны позволяет осуществлять перевозки в любых направлениях,
  • Азербайджан обладает самым большим торговым флотом на Каспии в количестве более 50 судов,
  • морской порт Алят, рассчитанный на транспортировку 15 млн т/год грузов, будет в ближайшее время модернизирован, и объем грузоперевалки достигнет 25 млн т/год,
  • в г. Баку уже несколько лет функционирует современная судостроительная верфь, которая может изготавливать любой тип судов, ведутся переговоры по размещению заказов наших соседей по Каспию на судостроительном заводе в Баку,
  • ж/д Баку - Тбилиси - Карс обеспечивает выход в Европу, а также к средиземноморским портам Турции,
  • Азербайджан является важным участником проекта МТК Север - Юг,
  • мы инициировали также создание Зангезурского коридора, который не только свяжет основную часть страны с Нахичеванской автономной республикой, но и станет частью международных железнодорожных маршрутов.

Суверенитет. Технологический, финансовый и не только

Также в ходе заседания ВЕЭС обсуждались вопросы, связанные с суверенитетом стран ЕАЭС в плане технологий, в т.ч. цифровых, а также в сфере финансов.
Тезисы от В.Путина:
  • востребованы слаженные усилия по укреплению технологического суверенитета в системообразующих секторах экономики, по достижению подлинной технологической самодостаточности,
  • в практическом плане предложил бы согласовать и реализовать единые приоритеты технологической трансформации и инновационного сотрудничества, которые позволяли бы нашим странам не зависеть по критически значимым отраслям от иностранных технологий и компаний, тем более если мы встречаем определенные тенденции, связанные с ограничением сотрудничества со стороны других стран в этих отраслях,
  • в этом же контексте можно было бы подумать над созданием евразийских технологических альянсов с подключением заинтересованных партнеров из третьих стран,
  • целью таких альянсов могла бы стать организация на территории наших государств новых наукоемких высокотехнологичных производств.
  • на повестке дня и обеспечение цифрового суверенитета ЕАЭС,
  • важно, чтобы государства-члены союза сформировали единую цифровую экосистему, что подразумевало бы интеграцию национальных систем электронных госуслуг и электронных правительств каждого из участников пятерки,
  • общие усилия должны быть направлены на упрочение финансового суверенитета ЕАЭС путем обеспечения устойчивой кредитно-банковской и расчетной инфраструктуры, развития и гармонизации евразийского финансового рынка,
  • тем самым будут созданы благоприятные условия для того, чтобы капиталы оставались в границах наших стран и инвестировались в дальнейшее укрепление экономик государств-членов.

Климат не забыт

Несмотря на текущую внешнеполитическую ситуацию, климатические вопросы остаются одной из значимых тем в рамках ЕЭАС.
Как минимум, эта тема находится в фокусе внимания России, хотя реализуемость отдельных инициатив, в частности, по международному признанию климатических проектов ЕАЭС, вызывает вопросы.
Тезисы от В. Путина:
  • в 2023 г. российским председательством уделяется значительное внимание вопросам, связанным с изменением климата,
  • синхронизацией подходов пятерки в области климатического регулирования мог бы заняться Климатический и экологический клуб ЕАЭС, в задачи которого входила бы:
  • реализация совместных научных исследований и разработок,
  • внедрение зеленых технологий,
  • достижение международного признания евразийских климатических инициатив,
  • улучшение состояния водных экосистем,
  • сохранение биологического разнообразия,
  • геологоразведка и освоение недр,
  • осуществление проектов по переработке мусора и др.

Тезисы от А. Лукашенко:
  • относительно новый, но актуальный аспект нашей интеграции - климатическая повестка союза,
  • мы уже не первый год наблюдаем, как Европа активно готовится к торговле в сложившихся условиях,
  • разрабатываемый странами ЕС механизм трансграничного углеродного регулирования станет серьезным инструментом воздействия на международную торговлю,
  • ЕС получит дополнительную возможность для маневра: товары, признанные «чистыми», будут допускаться на рынок, а то, что им не нужно будет, - просто блокироваться, они умеют это делать,
  • в этой связи в рамках нашего союза важно объединить усилия и выработать собственные подходы и меры реагирования на климатические вызовы,
  • нужно планомерно двигаться к структуре экономики, в которой преобладают производства и технологии с низким уровнем выбросов парниковых газов.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram