Заседание состоялось 25 мая 2023 г. в Кремле.
Переговоры начались со встречи в узком составе, в которой приняли участие президент РФ В. Путин, премьер-министр Армении Н. Пашинян, президент Белоруссии А. Лукашенко, президент Казахстана К.-Ж. Токаев, президент Киргизии С. Жапаров и председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) М. Мясникович.
В расширенном формате к заседанию по видеосвязи присоединился президент Узбекистана Ш. Мирзиеев (Узбекистан имеет статус наблюдателя при ЕАЭС).
Кроме того, на переговорах выступили президент Азербайджана И. Алиев и президент Таджикистана Э. Рахмон, также присутствовали генсек ШОС Чжан Мин, а видеообращение к участникам встречи направил президент Кубы М. Д.-К. Бермудес.
По итогам заседания ВЕЭС подписан пакет из 13 документов, но несмотря на громкий анонс, сделанный накануне президентом РФ В. Путиным, по итогам заседания ни о каких масштабных договоренностях в энергетике официально объявлено не было.
Общий рынок газа. Все сложно
В энергетике основными вопросами обсуждения ВЕЭС стало формирование общих рынков энергоресурсов.В первую очередь, сложности связаны с созданием единого рынка газа, причем дополнительным осложняющим достижение договоренностей фактором становится наличие в рамках ЕАЭС Союзного государства в лице Беларуси и России, в котором идут свои интеграционные процессы.
На этот момент накануне обратил внимание К.-Ж. Токаев, назвав в целом такую структуру ЕАЭС уникальным прецедентом в мировой политической истории, когда создается государство по формуле «Две страны - одно государство».
Параллельно в ЕАЭС имеется и другой уровень интеграции, представленный Казахстаном, Кыргызстаном и Арменией, такая двоякая ситуация требует своего решения.
При этом все участники ЕАЭС считают важным формирование общих рынков энергоресурсов.
Тезисы от Н. Пашиняна:
- укрепление потенциала национальных экономик обусловлено грамотным подходом к обеспечению энергетической безопасности,
- своевременное функционирование общего рынка газа ЕАЭС в долгосрочной перспективе будет способствовать формированию благоприятных и взаимовыгодных условий торговли, обеспечению повышения энергетической безопасности и конкурентоспособности государств-членов союза на международном рынке,
- в этом контексте армянская сторона готова к конструктивному диалогу с целью скорейшего достижения консенсуса по неурегулированным вопросам.
Тезисы от А. Лукашенко:
- по ряду важнейших вопросов внутренней повестки нашей интеграции мы двигаемся сложно и откровенно медленно,
- прежде всего, речь идет о формировании общих рынков газа, нефти, нефтепродуктов, реализации мероприятий цифровой повестки, либерализации транспортного рынка,
- а ведь это основополагающая для наших экономик сфера деятельности, и ее актуальность на фоне санкций только возросла.
Логистика. Меридиональная и широтная
В сфере логистики в ЕАЭС сформирована общая позиция по поводу необходимости развития и расширения транспортных коридоров.Для России в числе приоритетов - развитие международного транспортного коридора (МТК) Север - Юг, тогда как для стран Центральной Азии меридиональные и широтные маршруты имеют равное значение.
Так, Казахстан считает целесообразным интеграцию проекта МТК Север - Юг с Транскаспийским международным транспортным маршрутом.
Кыргызстан волнуют вопросы доступа к транспортным коридорам для стран, не имеющих выхода к морю, Белоруссия подчеркивает важность недискриминационного доступа к создаваемой инфраструктуре.
Тезисы от К.-Ж. Токаева:
- в текущих геоэкономических условиях более эффективное раскрытие потенциала Союза, расшивка узких мест - это наш общий приоритет,
- прежде всего речь идет о свободе движения товаров, формировании единого, безбарьерного рынка и обеспечение беспрепятственного транзита товаров в третьи страны,
- уверен, что наш экономический союз станет связующим звеном между Европой и Азией, глобальным Югом и Севером.
- приветствуем намерения Российской Федерации по формированию коридоров в направлении Китая, Индии, Пакистана, Ирана, государств Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии,
- считаю, что созрело понимание необходимости развития МТК Север - Юг в сопряжении с Транскаспийским маршрутом,
- в этой связи Казахстан будет выступать надежным логистическим хабом ЕАЭС, задействуя все свои возможности и ресурсы,
- в качестве предметных инициатив предлагаем запустить скоростные грузовые поезда по ж/д-магистрали Челябинск - Болашак - Иран протяженностью 2873 км, для этого можно использовать действующую инфраструктуру МТК Север - Юг с созданием грузового консолидирующего центра в Челябинске,
- Казахстан готов реконструировать узкие места в своей ж/д-сети Бейнеу - Мангистау и на участке автомобильной дороги Бейнеу - Шалкар,
- хорошим примером сотрудничества призвано стать строительство ж/д Бахты - Аягоз, ее запуск позволит значительно нарастить пропускную способность и Казахстана, и России в направлении Китая.
- также можно было бы рассмотреть возможность совместных инвестиций в строительство инфраструктуры в морских и сухих портах Ирана и Туркменистана, что значительно расширит географию экспорта государств-членов, укрепит наши логистические возможности.
- наряду с развитием физической инфраструктуры, важно выработать предметные решения по созданию общей цифровой системы транзита товаров,
- следует решить вопросы использования электронных пломб, гарантийных систем оперативного информационного обмена, а также развития системы единого окна.
Тезисы от С. Жапарова:
- в сфере транспортно-логистической инфраструктуры хочу акцентировать внимание на необходимости развития новой инфраструктуры транспортных коридоров, в частности по направлениям Север - Юг и Восток - Запад,
- в 2022 г. был утвержден перечень приоритетных инфраструктурных интеграционных проектов в сфере транспорта,
- необходимо активизировать работу по расширению данного перечня с учетом долгосрочных перспектив, а также создавать условия для их успешной реализации, в т.ч. в части их финансирования,
- при этом предлагаю обратить особое внимание на обеспечение доступа к транспортным коридорам для стран ЕАЭС, не имеющих выхода к морю.
Тезисы от А. Лукашенко:
- приоритетный вектор развития союза - совершенствование транспортной инфраструктуры и развитие эффективной логистики,
- в связи с разворотом наших экспортных потоков на юго-восток очень важно совместными усилиями «прорубить окно» в страны названного региона,
- это бездонный рынок для наших товаров,
- в то же время мы должны обеспечить равный доступ к имеющейся и создаваемой инфраструктуре, чтобы в дальнейшем не возникло неприятных ситуаций, как в случае с экспортом на рынки третьих стран лесоматериалов через территории государств-членов и, как Казахстан говорит, каменного угля.
- считаю целесообразным вернуться к рассмотрению вопроса о либерализации автомобильных перевозок в третьи страны без необходимости получения спецразрешений.
Тезисы от Ш. Мирзиеева:
- Узбекистан в качестве государства-наблюдателя при ЕАЭС продолжает активно участвовать в многосторонних мероприятиях и проектах, направленных на развитие взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества в рамках объединения,
- взаимодействие в сфере транспорта и транзита является стратегическим направлением нашего партнерства,
- в нынешних реалиях важно усилить совместную работу по формированию альтернативных транспортных коридоров и созданию устойчивых логистических цепочек,
- поддерживаем развитие международных маршрутов Север - Юг и других магистралей, соединяющих наш регион с Китаем, странами Ближнего Востока и Южной Азии,
- выступаем за тесную координацию в вопросах тарифной политики,
- приглашаем присоединиться к работе проектного офиса по реализации проекта строительства железной дороги Узбекистан - Афганистан - Пакистан.
Тезисы от И. Алиева:
- Азербайджан расположен на географическом перекрестке транспортных путей Восток - Запад и Север - Юг,
- транспортно-логистическая инфраструктура нашей страны позволяет осуществлять перевозки в любых направлениях,
- Азербайджан обладает самым большим торговым флотом на Каспии в количестве более 50 судов,
- морской порт Алят, рассчитанный на транспортировку 15 млн т/год грузов, будет в ближайшее время модернизирован, и объем грузоперевалки достигнет 25 млн т/год,
- в г. Баку уже несколько лет функционирует современная судостроительная верфь, которая может изготавливать любой тип судов, ведутся переговоры по размещению заказов наших соседей по Каспию на судостроительном заводе в Баку,
- ж/д Баку - Тбилиси - Карс обеспечивает выход в Европу, а также к средиземноморским портам Турции,
- Азербайджан является важным участником проекта МТК Север - Юг,
- мы инициировали также создание Зангезурского коридора, который не только свяжет основную часть страны с Нахичеванской автономной республикой, но и станет частью международных железнодорожных маршрутов.
Суверенитет. Технологический, финансовый и не только
Также в ходе заседания ВЕЭС обсуждались вопросы, связанные с суверенитетом стран ЕАЭС в плане технологий, в т.ч. цифровых, а также в сфере финансов.Тезисы от В.Путина:
- востребованы слаженные усилия по укреплению технологического суверенитета в системообразующих секторах экономики, по достижению подлинной технологической самодостаточности,
- в практическом плане предложил бы согласовать и реализовать единые приоритеты технологической трансформации и инновационного сотрудничества, которые позволяли бы нашим странам не зависеть по критически значимым отраслям от иностранных технологий и компаний, тем более если мы встречаем определенные тенденции, связанные с ограничением сотрудничества со стороны других стран в этих отраслях,
- в этом же контексте можно было бы подумать над созданием евразийских технологических альянсов с подключением заинтересованных партнеров из третьих стран,
- целью таких альянсов могла бы стать организация на территории наших государств новых наукоемких высокотехнологичных производств.
- на повестке дня и обеспечение цифрового суверенитета ЕАЭС,
- важно, чтобы государства-члены союза сформировали единую цифровую экосистему, что подразумевало бы интеграцию национальных систем электронных госуслуг и электронных правительств каждого из участников пятерки,
- общие усилия должны быть направлены на упрочение финансового суверенитета ЕАЭС путем обеспечения устойчивой кредитно-банковской и расчетной инфраструктуры, развития и гармонизации евразийского финансового рынка,
- тем самым будут созданы благоприятные условия для того, чтобы капиталы оставались в границах наших стран и инвестировались в дальнейшее укрепление экономик государств-членов.
Климат не забыт
Несмотря на текущую внешнеполитическую ситуацию, климатические вопросы остаются одной из значимых тем в рамках ЕЭАС.Как минимум, эта тема находится в фокусе внимания России, хотя реализуемость отдельных инициатив, в частности, по международному признанию климатических проектов ЕАЭС, вызывает вопросы.
Тезисы от В. Путина:
- в 2023 г. российским председательством уделяется значительное внимание вопросам, связанным с изменением климата,
- синхронизацией подходов пятерки в области климатического регулирования мог бы заняться Климатический и экологический клуб ЕАЭС, в задачи которого входила бы:
- реализация совместных научных исследований и разработок,
- внедрение зеленых технологий,
- достижение международного признания евразийских климатических инициатив,
- улучшение состояния водных экосистем,
- сохранение биологического разнообразия,
- геологоразведка и освоение недр,
- осуществление проектов по переработке мусора и др.
Тезисы от А. Лукашенко:
- относительно новый, но актуальный аспект нашей интеграции - климатическая повестка союза,
- мы уже не первый год наблюдаем, как Европа активно готовится к торговле в сложившихся условиях,
- разрабатываемый странами ЕС механизм трансграничного углеродного регулирования станет серьезным инструментом воздействия на международную торговлю,
- ЕС получит дополнительную возможность для маневра: товары, признанные «чистыми», будут допускаться на рынок, а то, что им не нужно будет, - просто блокироваться, они умеют это делать,
- в этой связи в рамках нашего союза важно объединить усилия и выработать собственные подходы и меры реагирования на климатические вызовы,
- нужно планомерно двигаться к структуре экономики, в которой преобладают производства и технологии с низким уровнем выбросов парниковых газов.