Об этом В. Путин сообщил в ходе пленарного заседания Евразийского экономического форума (ЕЭФ), которое прошло 24 мая 2023 г. в г. Москва.
В заседании также приняли участие президенты Белоруссии, Казахстана и Кыргызстана А. Лукашенко, К.-Ж. Токаев и С. Жапаров, вице-премьер-министр Армении М. Григорян, председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) М. Мясникович.
Будущие договоренности
В ходе выступления В. Путин обратил внимание на то, что западные оппоненты России пытаются уговорами, посулами и шантажом заставить многих партнеров России свернуть сотрудничество, не задумываясь о том, какие убытки это принесет соответствующим государствам.В этом контексте президент напомнил, что Россия ответственно и добросовестно подходит к взаимодействию со всеми странами, в т.ч. ставшими недружественными.
Тезисы от В. Путина:
- не хочется сейчас возвращаться к тому, о чем постоянно и много вещали наши оппоненты - по поводу энергетического кризиса в Европе,
- да, кризис был,
- сейчас цены на энергоносители там приближаются к экономически обоснованным,
- но кто виноват в том, что произошло?
- Северный поток-1 взорвали, Северный поток-2 не открыли,
- газовый маршрут Ямал - Европа через Польшу Польша закрыла (контрсанкции были введены российской стороной в ответ на заморозку активов Газпрома в Польше - прим. ред.),
- 2 нитки газопровода через Украину - Украина одну из них закрыла,
- не мы же это сделали,
- по второй нитке мы же поставляем газ в Европу, а Украина, несмотря на то что называет нас агрессором, благополучно кассирует деньги за транзит,
- мы все свои обязательства выполняем в полном объеме.
Важным направлением сотрудничества в ЕАЭС и за его пределами В. Путин назвал выстраивание новых устойчивых логистических цепочек и ускоренного развития международных маршрутов, в т.ч. по международному транспортному коридору (МТК) Север - Юг.
Тезисы от В. Путина:
- мы с иранскими коллегами подписали соглашение о прокладке участка ж/д Решт - Астара, что позволит связать российские порты на Балтике и северных морях с иранскими портами на побережье Персидского залива и Индийского океана,
- строительство новой ветки начинается уже в 2023 г.,
- взаимодействие в контексте создания этого коридора ведется в тесном партнерстве с Азербайджаном,
- рассчитываем на скорейшее завершение подготовки и подписания соответствующих документов в 3-стороннем формате с участием азербайджанской стороны, а именно соглашения о сотрудничестве по развитию железнодорожной инфраструктуры и грузовых перевозок по МТК Север - Юг,
- полноценный запуск данного маршрута позволит обеспечить транзит до 30 млн т/год грузов,
- эта железная дорога сможет конкурировать за грузопотоки с традиционными торговыми путями, будет способствовать появлению новых региональных транспортных и производственных центров на всем евразийском пространстве.
В завершении своего выступления В. Путин анонсировал новые решения в рамках ЕАЭС.
Тезисы от В. Путина:
- завтра вместе с присутствующими здесь лидерами государств «пятерки» проведем очередное заседание Высшего Евразийского экономического совета,
- примем решения по дальнейшему углублению интеграции,
- сосредоточимся на вопросах обеспечения энергетической и продовольственной безопасности, технологической и финансовой независимости, ускорения цифровой трансформации, устранения регуляторных и торговых барьеров, развития транспортной инфраструктуры,
- уверен, что накопленный нами интеграционный опыт может быть использован для развития существующих и создания новых форматов взаимодействия на всем пространстве Евразийского региона, да и в мире в целом.
Проблемные вопросы и болевые точки
На проблемных вопросах, которые требуют проработки и решения в рамках ЕАЭС, остановился К.-Ж. Токаев.Тезисы от К.-Ж. Токаева:
- в 2020 г. мы приняли Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 г.
- фундаментом ЕАЭС, ключевым элементом была и остается полномасштабная реализация Договора о Союзе, т.е. реализация базовых принципов, таких как недискриминационный доступ к инфраструктуре, справедливая конкуренция, равноправие и учет национальных интересов,
- предстоит создать полноценную «бесшовную» среду взаимодействия на рынке Союза, значительное количество поставленных и задекларированных целей еще не достигнуты,
- важно понимать, что экономическая интеграция - не самоцель, а одно из средств развития экономик и благосостояния народов государств-участников,
- главное мерило успеха экономической интеграции - не количество стратегий, договоров и решений, а новые производства, технологии и рабочие места.
- есть еще один деликатный момент, так сказать, концептуальная реальность или специфика, которую нам нужно учитывать, - наличие в рамках ЕАЭС Союзного государства в лице Беларуси и России,
- т.е. в мировой политической истории создан уникальный прецедент или феномен - создание государства по формуле «Две страны - одно государство» с единым политическим, юридическим, военным, экономическим, валютным, культурным, гуманитарным пространством, с единым союзным правительством, с единым союзным парламентом, я извиняюсь, даже ядерное оружие - одно на двоих сейчас.,
- но есть и другой уровень интеграции, представленный Казахстаном, Кыргызстаном и Арменией.
- и с этой реальностью нам нужно считаться, нужно обсудить данную проблему.
Ключевыми вопросами предстоящих переговоров стран ЕАЭС могут стать вопросы формирования общих рынков энергетических ресурсов.
Общие рынки энергоресурсов в ЕАЭС должны заработать с 1 января 2025 г.
В плане подготовки к запуску единого рынка электроэнергии ЕАЭС ситуация проще, чем по газу, наиболее серьезные регуляторные вопросы уже урегулированы.
Глава Россетей А. Рюмин в рамках ЕЭФ сообщил, что сетевая инфраструктура и система коммерческого учета электроэнергии для формирования объединенного рынка электроэнергии ЕАЭС готова, но необходимо принятие нормативных актов, регламентирующих работу объединенного рынка.
Тезисы от А. Рюмина:
- главной целью общего рынка является обеспечение стабильности энергосистем стран евразийской «пятерки» с учетом задач долгосрочного экономического роста,
- также углубление связей позволит хеджировать риски без дублирования инвестиций и будет способствовать укреплению энергетической безопасности,
- решение этих задач невозможно без активного участия сетевых компаний государств ЕАЭС, включая Россети,
- именно от развития сети зависят технические возможности для формирования единого рынка при сохранении надежности национальных энергосистем,
- на сегодня инфраструктура полностью готова, также создана система коммерческого учета электроэнергии,
- актуальной задачей является подготовка нормативных актов, регламентирующих работу объединенного рынка,
- в последние годы Россети реализовали ряд крупных проектов, которые могут быть в перспективе востребованы в рамках объединенного рынка:
- комплекс мероприятий по повышению надежности связей энергосистем Центра и Северо-Запада России,
- строительство нового центра питания на Северном Кавказе - ПС 500 кВ Алания,
- реконструкция участвующей в перетоках с Казахстаном подстанции 220 кВ Орская и др.
По объединенному рынку газа ситуация сложнее, что в свою очередь тормозит и создание единого рынка электроэнергии.
Страны ЕАЭС вели длительные переговоры, но подготовка проекта соглашения о едином рынке газа застопорилась.
Основными спорными вопросами были формирование тарифов на прокачку газа, импорта газа из третьих стран и статус действующих долгосрочных контрактов после запуска единого рынка газа.
Вице-премьер Белоруссии И. Петришенко, выступая на сессии ЕЭФ усомнился в возможности создания к 2025 г. единого энергорынка в ЕАЭС из-за разногласий по газу.
Тезисы от В. Петришенко:
- у нас в повестке дня остается ряд принципиальных проблем, от решения которых зависит дальнейшее стратегическое развитие энергетического блока ЕАЭС,
- в частности, оттягивание уже который год урегулирования вопросов газовой интеграции ставит под сомнение формирование общего электроэнергетического рынка, который мы должны создать к 2025 г.,
- считаем, что целевая задача в этой области - это формирование безбарьерного пространства с равным доступом к энергетическим ресурсам и инфраструктуре по справедливым ценам, которые обеспечивают недискриминационный доступ на рынки сырьевых и энергетических ресурсов для государств-членов, у которых низкий уровень самообеспечения сырьевыми ресурсами,
- к 2030 году мы уже должны прийти к практической реализации всех заявленных планов.
Министр энергетики Белоруссии В. Каранкевич, в свою очередь, сообщил, что в рамках ЕАЭС ведется работа по подготовке необходимых документов для создания объединенного рынка.
Основной целью министр назвал выравнивание и сближение ценовых условий на этих рынках, однако это сложная задача.
Глава Минэнерго РФ Н. Шульгинов сообщил, цены на газ для стран-участниц ЕАЭС не будут одинаковыми, цены будут устанавливаться странами с учетом собственных интересов, обязательств, возможностей поставок, логистики и пр.
При этом важно учитывать, что цены для всех партнеров в рамках ЕАЭС будут существенно ниже мировых.
Между тем, ценовой вопрос является очень чувствительным для стран ЕАЭС, в первую очередь вне Союзного государства, что недавно стало поводом для достаточно громкого скандала.
19 апреля 2023 г. глава Минэнерго Казахстана А. Саткалиев заявил, что Россия идет навстречу Казахстану по цене на газ, которая в разы ниже европейских цен и гораздо ниже, чем на границе России и Белоруссии.
Учитывая, что коммерческие переговоры между Газпромом и QazaqGaz продолжаются, Минэнерго Казахстана на следующий день скорректировало слова А. Саткалиева, заявив, что обсуждаемые коммерческое условия цены газа аналогичны ценам газопотребляющих стран ЕАЭС, однако с учетом расходов на транспортировку они лучше, чем для других стран.
Также Минэнерго Казахстана подчеркнуло, что поставки российского газа в Казахстан будут осуществляться на взаимовыгодных условиях и учитывать сложившиеся дружественные отношения между Казахстаном и Россией.
Однако Газпром 21 апреля 2023 г. сообщения СМИ по этому поводу дезавуировал, сообщив, что они не соответствуют действительности.
Позиция компании понятна, учитывая как продолжающиеся переговоры с QazaqGaz, так и чувствительность ценового вопроса в отношениях со своими партнерами, как в Белоруссии, так и в других странах ЕАЭС.
Чего ждем?
На энергетическом треке от заседания Высшего Евразийского экономического совета 25 мая 2023 г. можно ожидать подвижек в российско-казахстанском газовом сотрудничестве.В 2-стороннем формате речь может идти о договоренностях по поставкам российского газа для газификации северных и восточных регионов Казахстана.
19 апреля 2023 г. А. Саткалиев сообщил, что QazaqGaz и Газпром согласовали маршрут возможной газификации этих регионов, на данном этапе речь идет об удовлетворении внутренних потребностей Казахстана в газе, но планируемый газопровод имеет возможность продолжения на Китай.
В феврале 2023 г. прежний глава Минэнерго Казахстана Б. Акчулаков сообщил, что Газпром и QazaqGaz прорабатывают вопрос разработки предТЭО для изучения комплекса вопросов строительства магистрального газопровода (МГП) Россия - Казахстан - Китай.
При этом рассматривались и другие варианты, но это потребует вложения значительных средств и увеличения тарифов на газ для потребителей.
Премьер-министр Казахстана А. Смаилов ранее поручил Минэнерго и фонду Самрук-Казына к 1 мая 2023 г. представить окончательное решение о варианте газификации восточных регионов страны, о его рассмотрении пока не сообщалось.
Еще одно направление, по которому возможны подвижки, - сотрудничество России, Казахстана и Узбекистана в сфере поставок газа, анонсированное в конце ноября 2022 г. и получившее неофициальное название «Тройственный газовый союз».
Впоследствии на фоне раздуваемой в Узбекистане серии скандалов от этой формулировки стали отказываться, говоря больше о сотрудничестве по газу.
Сотрудничество предполагает взаимодействие в поставках российского газа в Узбекистан транзитом через Казахстан и транспортировку газа на другие экспортные направления.
В январе 2023 г. Газпром подписал дорожные карты по сотрудничеству в газовой отрасли с правительством Казахстана (18 января) и Минэнерго Узбекистана (24 января).
Была создана рабочая группа, задачей которой стало изучение состояния и технических возможностей газотранспортной инфраструктуры.
Для поставок российского газа планируется перевести в режим реверса одну из ниток системы МГП Средняя Азия - Центр (САЦ), которая проходит из Туркменистана через Узбекистан и Казахстан в Россию.
В конце апреля 2023 г. глава Минэнерго Узбекистана Ж. Мирзамахмудов сообщил, что заинтересованные ведомства проводят подсчет затрат на строительство компрессорных станций (КС), необходимых для реверсной прокачки газа, затем стороны начнут переговоры о поставках.
16 мая А. Саткалиев сообщил, что переговоры о транзите российского газа через Казахстан в Узбекистан идут в конструктивном ключе, но подробностей не привел.
Н. Шульгинов 24 мая сообщил, что Россия, Казахстан и Узбекистан продолжают переговоры по проектам в рамках организации поставок российского газа через территории этих стран, вопросы находятся в стадии обсуждения.