Об этом пресс-служба Газпрома сообщила по итогам состоявшегося 28 февраля 2023 г. рабочего визита делегации Газпрома во главе с председателем правления А. Миллером в Иран.
В преддверии визита в Иран, 27 февраля, А. Миллер встречался в г. Санкт-Петербург с чрезвычайным и полномочным послом Исламской Республики Иран в Российской Федерации К. Джалали.
В ходе встречи обсуждались актуальные вопросы российско-иранского энергетического сотрудничества.
Газпром подробностей встречи не привел, но некоторые уточнения последовали от посольства Ирана в РФ:
- встреча была посвящена сотрудничеству в области энергетики, особенно в области газа,
- стороны обсудили двустороннее сотрудничество в сфере нефти и газа, в рамках договоренностей, достигнутых в ходе предыдущих встреч,
- указав на всестороннее развитие сотрудничества, К. Джалали счел выгодным и плодотворным вхождение Газпрома в иранские нефтегазовые проекты,
- А. Миллер подтвердил готовность Газпрома продолжить энергетические переговоры с Ираном.
Уже на следующий день делегация Газпрома отправилась в Иран.
В рамках визита в г. Тегеран были проведены рабочие встречи А. Миллера с первым вице-президентом Ирана М. Мохбером, министром нефти, председателем совета директоров National Iranian Oil Company (NIOC) Д. Оуджи, а также с заместителем министра нефти, исполнительным директором NIOC М. Ходжастемехром.
На встречах обсуждались направления сотрудничества в сфере энергетики в развитие меморандума, подписанного между Газпромом и NIOC в 2022 г.
Дополнительных подробностей встреч Газпром не приводит.
Иранское издание Tasnim называет целью визита А. Миллера в Иран подведение итогов проведенной совместной работы и составление дорожной карты сотрудничества Газпрома с нефтегазовым сектором Ирана.
В июле 2022 г. Газпром и NIOC подписали меморандум о взаимопонимании по стратегическому сотрудничеству.
Документ предполагает анализ возможностей взаимодействия по следующим направлениям:
- разработка газовых и нефтяных месторождений Ирана,
- осуществление обменных операций с природным газом и нефтепродуктами,
- реализация крупно- и малотоннажных проектов по производству сжиженного природного газа (СПГ),
- строительство магистральных газопроводов (МГП),
- научно-техническое и технологическое сотрудничество.
Комментируя подписание меморандума с Газпромом, М. Ходжастемехр назвал документ крупнейшей иностранной инвестицией в нефтяную промышленность Ирана.
Позднее Миннефти Ирана оценило сумму потенциальных контрактов в рамках данного контракта в 40 млрд долл. США.
В числе потенциальных проектов назывались:
- разработка газовых месторождений Киш и Северный Парс,
- работы по повышению пластового давления на месторождении Южный Парс,
- нефтяные месторождения Мансури, Аб-Тимур, Карандж, Шангуле и Азар.
Еще 15 млрд долл. США пойдет на другой крупный проект, не исключено, что речь идет о месторождении Фарзад Б, разработка которого планируется также с прицелом на поставки газа в Индию.
В октябре 2022 г. замглавы МИД Ирана по вопросам экономической дипломатии М. Сафари сообщил, что один из проектов меморандума с Газпромом на сумму около 6,5 млрд долл. США был преобразован в твердый контракт.
Чиновник также выразил надежду, что другие проекты в рамках меморандума будут конвертированы в контракты в декабре 2022 г., но новостей по этому поводу пока не последовало.
В числе наиболее актуальных для России направлений - газовый своп с Ираном.
В ноябре 2022 г. по итогам заседания российско-иранской межправкомиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, вице-премьер РФ А. Новак сообщал, что Россия и Иран продолжают прорабатывать вопрос своповых поставок газа.
На первом этапе речь может идти о поставках 10 млрд м3/год газа, однако вопрос застопорился, хотя ожидалось, что договоренность может быть достигнута до конца 2022 г..
Новый стимул к активизации переговоров о газовом свопе дал визит делегации Газпрома во главе с А. Миллером в Туркменистан 15 февраля 2023 г.
В этот период в г. Ашхабад проходила Специализированная экономическая выставка Исламской Республики Иран, в рамках которой глава Иранской компании по газовому инжинирингу и развитию (IGEDC), дочки Национальной иранской газовой компании (NIGC) Р. Новшади озвучил предложение Газпрому и Туркменгазу о масштабном газовом свопе.
Иран готов получать газ из Туркменистана и России на севере и поставлять его на юге в любую страну, по их желанию, в т.ч. в Пакистан, до границы с которым уже строится МГП мощностью 100 млн м3/сутки газа (около 36,5 млрд м3/год).
В январе 2023 г. по итогам 8го заседания Российско-Пакистанской межправкомиссии глава Минэнерго РФ Н. Шульгинов говорил, что Россия рассматривает МГП Иран - Пакистан как один из источников поставок газа для МГП Пакистанский поток.
Россия готова оказать необходимую поддержку проекту и участвовать в нем исходя из наличия своповых поставок между Россией и Ираном.
Предложение Ирана для России и Туркменистана может быть очень интересно с прицелом на потенциальные поставки газа в Индию.