Об этом Газпром сообщил 15 февраля 2023 г.
Тезисы от Газпрома:
- состоялся рабочий визит делегации Газпрома во главе с председателем правления А. Миллером в Туркменистан,
- в рамках визита в г. Ашхабад были проведены рабочие встречи А. Миллера с президентом Туркменистана С. Бердымухамедовым и председателем Народного совета (Халк Маслахаты) Туркменистана Г. Бердымухамедовым,
- на встречах были рассмотрены ход и перспективы взаимодействия в газовой сфере,
- с 2003 г. в Туркменистане работает представительство Газпрома.
Дополнительных подробностей пресс-служба Газпрома не привела.
Со стороны правительственных изданий Туркменистана также пояснений не последовало.
Газпром сотрудничает с Туркменгазом по организации поставок газа из Туркменистана в рамках долгосрочного контракта, предусматривающего возможность закупок Россией газа в Туркменистане.
Сотрудничество развивается неровно, причем события последних месяцев указывали на возникновение новой напряженности в отношениях Газпрома и Туркменистана.
Напомним, что предыдущие этапы охлаждения отношений пришлись на 2009 г. и на 2015 г.
Причиной напряженности между Газпромом и Туркменгазом в 2009 г. стала авария на магистральном газопроводе (МГП) Средняя Азия - Центр - 4 (САЦ-4).
В апреле 2009 г. на газопроводе произошел взрыв, ответственность за который Газпром и Туркменгаз возлагали друг на друга, на восстановление поставок тогда ушел почти год.
В 2015 г. Газпром экспорт, дочка Газпрома, инициировала арбитражное разбирательство против Туркменгаза в Стокгольмском арбитраже в связи с ценовым спором, оценив свои потери в 5 млрд долл. США.
Непосредственно до судебного разбирательства дело не дошло, разногласия были урегулированы и в конце января 2019 г. Газпром экспорт и Туркменгаз прекратили судебный спор.
В июле 2019 г. Газпром заключил с Туркменгазом 5-летний контракт на закупку природного газа для своего портфеля в объеме до 5,5 млрд м3/год.
Туркменский газ Газпром поставлял в Узбекистан, т.к. напрямую с Туркменистаном узбекская сторона напрямую по неназванным причинам не пожелала.
С того момента отношения Газпрома и Туркменистана развивались в позитивном ключе.
В августе 2022 г. А. Миллер посетил г. Ашхабад, проведя встречу с С. Бердымухамедовым, который был избран президентом Туркменистана в марте 2022 г. после досрочного ухода с этого поста его отца Г. Бердымухамедова.
Также А. Миллер встречался и с Г. Бердымухамедовым, обсудив вопросы энергетического сотрудничества.
Однако в последнее время были сигналы, указывающие на новое охлаждение отношений Газпрома и Туркменистана:
- Узбекистан в декабре 2022 г. напрямую, без участия Газпрома, договорился о поставках газа из Туркменистана (1,5 млрд м3 в течение 3 месяцев) для покрытия дефицита газа в зимний период,
- Туркменистан дистанцируется от т.н. «Тройственного газового союза» - партнерства России, Казахстана и Узбекистана, предусматривающего поставки российского газа в Узбекистан транзитом через Казахстан по одной из ниток системы МГП САЦ с перспективой экспорта в третьи страны,
- делегация Газпрома не была замечена на прошедшем 19 января 2023 г. в г. Ашхабад Российско-Туркменском бизнес-форуме, где российскую сторону представляли премьер-министр РФ М. Мишустин, вице-премьер РФ А. Новак, глава республики Татарстан Р. Минниханов,
- по итогам визита С. Бердымухамедова в ОАЭ был подписан меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в энергетической сфере между Туркменгазом и ADNOC, в т.ч. направленный на привлечение крупных нефтегазовых компаний ОАЭ к участию в освоении очередных этапов супергигантского газового месторождения Галкыныш.
Ситуация косвенно указывает на то, что именно Туркменистан уклоняется от заключения долгосрочных контракта с Узбекистаном, ожидая подвижек по другим своим крупным экспортным проектам - МГП Туркменистан - Афганистан - Пакистан - Индия (ТАПИ) и 4й нитке МГП Центральная Азия - Китай.
Однако в первом случае проект находится в подвешенном состоянии из-за ситуации в Афганистане.
Проект расширения поставок газа в Китай упирается в то, что его планируется реализовать за счет прямых инвестиций КНР, возврат которых будет осуществляться поставками туркменского природного газа, что для Туркменистана означает низкую прибыльность поставок газа в Китай.
В связи с этим спектр направлений сотрудничества с Газпромом для Туркменистана достаточно широкий.
Предметами переговоров могут быть:
- продление действующего или заключение нового контракта на поставку туркменского газа в портфель Газпрома (подписанный в 2019 г. контракт истекает 30 июня 2024 г.),
- участие России в проекте МГП Туркменистан - Афганистан - Пакистан - Индия (ТАПИ), такая возможность ранее не исключалась, если будут решены различные вопросы, в т.ч. безопасности,
- расширение системы газовых свопов: между Россией и Ираном, между Туркменистаном, Ираном и Азербайджаном,
- участие Туркменистана в Турецком газовом хабе за счет свопа с Ираном или обсуждение других путей поставок туркменского газа в европейском направлении, в т.ч. Транскаспийский газопровод,
- участие Газпрома в недавно анонсированном проекте первого подземного хранилища газа (ПХГ) в Туркменистане,
- помощь со стороны Газпрома в предотвращении образования газовых гидратов в промысловых трубопроводах.
Последние 2 направления потенциального сотрудничества можно рассматривать в комплексе.
Туркменистан входит в ТОП-3 стан мира с крупнейшими запасами газа (по данным BP, доказанные запасы природного газа в Туркменистане оцениваются в 13,95 трлн м3), добыча газа в 2021 г. составила рекордные 83,8 млрд м3, из них 45 млрд м3 пришлось на экспорт.
В т.ч. на территории Туркменистана находится сверхгигантское месторождение Галкыныш (Возрождение).
Туркменистан активно экспортирует природный газ и нацелен на дальнейшее расширение экспортного потенциала.
Однако не располагая ПХГ, Туркменистан не имеет возможностей для сглаживания суточной и сезонной неравномерности внутреннего спроса и экспортных поставок, поддержания давления в газотранспортной системе (ГТС) и хранения резервов газа на случай нештатных ситуаций.
Актуальность ПХГ показывает недавняя ситуация со сбоем поставок туркменского газа в Узбекистан, который был вызван образованием в связи из-за аномальных холодов гидратных пробок в трубопроводах месторождения Галкыныш.
В связи с этим Туркменистан озаботился вопросом строительства ПХГ.
По итогам Российско-Туркменского бизнес-форума А. Новак сообщил, что российские компании могут принять участие в строительстве ПХГ в Туркменистане.
На территории России Газпром эксплуатирует 23 ПХГ в 27 геологических структурах.
Причем Газпром имеет опыт работы с ПХГ различного типа - созданных в выработанных месторождениях углеводородов, водоносных пластах и соляных кавернах.
Этот опыт мог бы оказаться полезен Туркменистану, как, впрочем, и опыт борьбы с отложениями гидратов в газопроводах в условиях низких температур, которое характерно для регионов, где работают добычные дочки Газпрома.