Документ был подписан 7 сентября 2022 г. в рамках Восточного экономического форума (ВЭФ), сообщил Роскосмос в своем Telegram-канале.
Соглашение предусматривает:
- строительство водородного полигона,
- строительство систем хранения и транспортирования для организации цепочки поставок водорода конечным потребителям, в т.ч. на космодром Восточный.
Зачем водород?
Водород на космодроме потребуется:- для заправки разрабатываемого Центром Хруничева кислородно-водородного разгонного блока, который значительно повысит энергетические возможности ракет Ангара,
- для перспектив развития ракет семейства Ангара.
Двигатель РД-0146Д1 безвреден для окружающей среды.
Его создают для разгонного блока КВТК, который будут применен на ракете тяжелого класса Ангара-А5.
КВТК разрабатывает ФГУП ГКНПЦ им. Хруничева.
Водородный завод Росатома
- площадка для строительства - о. Сахалин;
- мощность - до 100 тыс. т/год водорода;
- срок начала строительства - в 2023 г.;
- ввод в промышленную эксплуатацию - 2025 г.;
- оператор - Русатом Оверсиз
- планировалось реализовать проект совместно с французской Air Liquide, однако в начале сентября 2022 г. соглашение о сотрудничестве компаний истекло, французы отказались от дальнейшего сотрудничества;
- ведутся работы по проекту самостоятельно при участии ряда российских и зарубежных партнеров;
- в рамках ВЭФ-2022 Русатом Оверсиз подписал меморандум о взаимопонимании (МоВ) по водородному заводу с Китайской энергетической компанией, входящей в China Energy Engineering Group Co., Ltd. (CEEC).
- МоВ закладывает основы для развития сотрудничества по данному проекту,
- обозначает основные условия для перспективных экспортных поставок водорода из России в Китай (рассматривается судовая перевозка водорода в сжиженном виде в контейнерах-цистернах);
- Росатом, Группа ГАЗ и РМ КПГ:
- подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве по развитию проектов в области транспорта, работающего на водородном топливе, и водородной заправочной инфраструктуры,
- договорились:
- изучить перспективы реализации водородных транспортных проектов в различных регионах России,
- определить оптимальные бизнес-модели для потенциальных потребителей,
- оценить возможности финансирования и господдержки проектов,
- оценить логистические решения для поставки водородного топлива.