Об этом сообщил заместитель мэра г. Москвы по вопросам транспорта М. Ликсутов.
Для любознательных напомним, что московские электробусы работают на более морозоустойчивых и быстрозаряжающихся литий-титанатных аккумуляторах, в отличие от электромобилей, использующих литий-кобальт-оксидные, как в телефонах.
Печалька в том, что аккумулятор для электробуса стоит как 2 бензиновых автобуса.
В РФ такие накопители энергии не производятся и их импортируют из Японии.
После начала спецоперации РФ на Украине (см. за 18 мая) риски неполучения аккумуляторов из Японии резко возросли.
Парк электробусов может просто встать.
Поэтому, вероятно, основная задача лаборатории накопителей энергии МФТИ - разработать и внедрить отечественный аналог накопителя энергии для электробуса.
МФТИ - не новичок в деле накопительства энергии.
ВУЗ - участник Федеральной Арктической программы «Автономная энергетика арктического региона», одна из целей которой - обеспечивать Арктику энергией без завозного топлива.
Ветряки и СЭС без мощных накопителей неэффективны.
Бодрые тезисы М. Ликсутова:
- прогресс не стоит на месте, мы постоянно развиваем наши электробусы, делая их все лучше;
- благодаря сотрудничеству с коллегами из МФТИ мы сможем проводить совместные испытания нашего экотранспорта, собирать и анализировать данные по его работе;
- в итоге транспорт станет еще технологичнее и безопаснее.
Они проехали более 80 млн км и перевезли около 200 млн пассажиров.
Благодаря замене 1 дизельного автобуса на электробус удается снизить вредные выбросы на 60,7 т/год.
В 2022 г. в Москве также будут запущены электрические речные трамваи.
Они должны стать полноценным видом общественного транспорта наряду с метро и наземным транспортном.
У электробусов свои технические проблемы, которые требуют ученых исследований:
- деградация аккумуляторов после нескольких сотен зарядки:
- электроды покрываются пленками продуктов химических реакций, часть лития теряется, сопротивление возрастает,
- эффективность аккумулятора падает,
- научное решение - внедрение новых многокомпонентных составов электролита, препятствующих пассивации;
- электробусы нужно быстрее заряжать ( как уже реализовано в смартфонах) и выпускать в рейс:
- нужно быстрее заряжать электробус,
- нужно быстрее разряжать зарядную станцию,
- научное решение - внедрение новых материалов, в которых будет минимизировано электрическое сопротивление, в 1ю очередь влияющее на скорость зарядки и разрядки аккумулятора;