16 января 2020 г. в г. Минск президент Белоруссии А. Лукашенко тепло встретил премьер-министра Латвии К. Кариньша и провел с ним переговоры.
В ходе них он вспомнил о тесных экономических связях 2х республик во времена СССР и предложил их восстановить, отметив, что в последние годы они были утрачены.
На данный момент президент Белоруссии готовится в ответному визиту в г. Рига.
Ожидается, что Латвию посетит большая белорусская делегация в т. ч. с представителями бизнеса.
В начале текущей недели посол Латвии в Белоруссии Э. Семанис сообщил, что в ходе визита в г. Минск премьер-министра республики стороны обсудят вопросы поставки нефти в Белоруссию через порты Латвии.
По итогам переговоров К. Кариньш сообщил, что правительство Латвии заинтересовано в поставках нефти через имеющиеся в стране порты в Белоруссию.
Тезисы К. Кариньша:
- c одной стороны можно транспортировать нефтепродукты из Белоруссии через Латвию, через порты во весь мир, также можно обсуждать и другую возможность - импорта нефти со всего мира через Латвию в Белоруссию;
- такие возможности обсуждаются. Бизнес должен быть взаимовыгодным, именно здесь мы видим большие возможности для Латвии и Белоруссии;
- правительство Латвии в высшей степени заинтересовано в развитии этих возможностей. Здесь вопрос практический, надо общаться с терминалами, нужно общаться с ж/д компаниями, которые будут обеспечивать эти поставки;
- Латвия в этой сфере заинтересована в долгосрочных отношениях.
Об этом заявил министр иностранных дел Литвы Л. Линкявичюс.
Тезисы Л. Линкявичюс:
- по вопросу диверсификации обеспечения энергоресурсами - нефтью, газом - мы говорим с нашими соседями и готовы к сотрудничеству;
- такая диверсификация важна для Белоруссии как в практическом, так и в политическом плане. Это в какой-то мере могло бы уменьшить зависимость, которая не снижается, Белоруссии от поставок энергоресурсов из России.
Закупая нефть по мировым ценам Белоруссии придется заплатить за выгрузку на терминалах и доставку по ж/д Литве и Латвии.
При этом рост цен на сырье в 1ю очередь приведет к росту цен на топливо на АЗС Белоруссии и коснется рядовых граждан, а затем может привести к снижению рентабельности белорусских НПЗ.
Также встает вопрос об объемах поставок, на данный момент не ясно сколько нефти позволит поставлять в Белоруссию имеющаяся транспортная инфраструктура.
В начале января 2020 г. руководство предприятия по грузоперевозкам LG Cargo госкомпании Lietuvos gelezinkeliai (Железные дороги Литвы) заявляло о готовности поставлять в Белоруссию до 3 млн т/год нефти.
В цепочке приема нефти морем и перевозки в Белоруссию были бы задействованы госпредприятие Klaipedos nafta с терминалом по приему сырья и Клайпедский морской порт.
Этого объема будет критически не хватать для загрузки мощностей Мозырского НПЗ и Нафтана.
Они перерабатывают порядка 18 млн т/год нефти, а в последнее время белорусская сторона утверждает, что их мощность по переработке возросла до 24 млн т/год благодаря модернизации оборудования.
Сколько нефти в Белоруссию сможет транспортировать Латвия на данный момент неизвестно.
При этом воспользоваться портами Эстонии вряд ли получится, ведь у нее с Белоруссией нет общих границ, а это значит, что в случае поставок через эстонские порты, нефть пришлось бы доставлять также по ж/д Литвы и Латвии.
Россия, в свою очередь готова была идти на уступки в вопросах цен на нефть и газ для Белоруссии, однако требуя взамен углубленной интеграции в рамках Союзного государства.
Но А. Лукашенко отверг желание властей РФ создать наднациональные органы власти и ввести использование единой валюты.
Сами прибалтийские республики уже на пути к энергетической независимости от России.
Частично отказаться от российского газа позволила аренда Клайпедского плавучего регазификационного терминала сжиженного газа (FSRU) Независимость и строительство прибрежной инфраструктуры, расходы на что легли частично на плечи налогоплательщиков Литвы, а частично ЕС.
Кроме того запланированное отключение от единой энергосистемы Белоруссии, России, Эстонии, Латвии и Литвы (БРЭЛЛ) и присоединение к европейской энергосистеме будет стоить для прибалтийский стран до 1,5 млрд руб.
Автор: Д. Савосин