Об этом сообщило правительство РФ.
Официально.
У. Хурэлсух выразил благодарность президенту РФ В. Путину за то, что он придал особое значение празднованию исторически важного для Монголии события - 80-летие совместной победы в битве на р. Халхин-Гол и посетил с официальным визитом страну.По итогам визита В. Путина в Монголию в сентябре 2019 г. уровень 2-сторонних отношений и сотрудничества поднялся до всеобъемлющего стратегического партнерства.
Инвестиционные проекты.
Премьер-министры обсудили новые инвестиционные проекты.
- Улан-Баторская железная дорога - флагман сотрудничества РФ и Монголии, на его основе можно формировать новые транспортные коридоры, увеличивать региональные товаропотоки.
- модернизация теплоэлектростанций (ТЭС) в г. Улан-Батор,
- сотрудничестве в области электроэнергетики, в тч гарантировать недискриминационный доступ к технологиям, обеспечивать надежность энергоструктуры, работать по другим направлениям.
- другие направления сотрудничества: промышленная кооперация, авиастроение, военно-техническое сотрудничество, взаимодействие в атомной энергетике, поставок нефтепродуктов, гуманитарная сфера, образование.
Сила Сибири-2.
Проект строительства магистрального газопровода (МГП) из РФ в Китай через территорию Монголии Сила Сибири-2 (Западный маршрут, ранее МГП Алтай) был одной из главных тем обсуждения.
После переговоров с Д. Медведевым У. Хурэлсух сообщил:
- монгольская сторона рада, что РФ поддерживает этот проект.
- сегодня, 3 декабря 2019 г. был дан старт этому проекту.
МГП Сила Сибири-2 - проект 2-ниточного газопроводом с давлением 10 MPa, диаметр трубы - Ø1420 мм.
Он позволит соединить газовые месторождения Западной Сибири и Синьцзян-Уйгурский автономный район на западе Китая.
Примерная протяженность - около 6700 км, из которых 2700 км должны пройти по территории России.
Месторождения Западной Сибири уже около 60 лет являются ресурсной базой поставок природного газа в Европу.
Строительство МГП Сила Сибири-2 снизит риски, связанные с возможным сокращением поставок газа в Европу, путем перенаправления поставок газа в Китай.
Рост потребления природного газа в Китае гарантирован при любом состоянии мировой экономики, хотя бы потому, что экологические проблемы вынуждают власти переводить угольные ТЭС на газ.
Проект сложный и дорогостоящий по предварительной оценке - 4,5 - 13,6 млрд долл. США по многим причинам:
- много водных переходов, нужно пересечь р. Обь, р. Песчаная, р. Катунь, переход через Чуйскую степь.
- наличие на трассе МГП Сила Сибири-2 природного парка - уникального высокогорного плато Укок из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО и считающегося сакральным местом для буддистов и алтайских язычников с более чем 100 археологическими памятниками, что требовало внимательного отношения к строительству или перенос трассы,
- высокие требования их-за сейсмотектонической активности в этом регионе,
- традиционно высокие цены строительства МГП от Газпрома. Вышеуказанный интервал стоимости МГП означает стоимость 0, 7 - 3 млн долл США/1 км. Это укладывается в мировые нормативы стоимости строительства газопроводов.
Беда в том, что обычно стоимость строительства газопроводов у Газпрома составляет более 5 млн долл/км, то есть проект может встать в 30-50 млрд долл США.
С учетом амортизации расходов на строительство, это существенно повысит стоимость газа для Китая. Это и есть камень преткновения. Китайцы не хотят переплачивать за газ и уже много лет не подписывают договор на МГП Сила Сибири-2.
После заключения в 2012 г. контракта на поставку в Китай 65 млрд м3/год газа из Туркменистана, перспективы МГП Алтай серьезно ухудшились.
Но 2 декабря 2019 г. был введен в эксплуатацию МГП Сила Сибири-1, и начался возврат инвестиций по проекту.
Это, а также невероятно сложные условия сотрудничества властей РФ и Европы могут подвигнуть Газпром на существенную оптимизацию цены на газ для Китая.
Монголия неоднократно предлагала свою территорию для транзита российского газа и нефти в Китай, указывая на безопасность, степные условия и на меньшую протяженность.
В июне 2018 г. проект обсуждался на саммите Шанхайской организации (ШОС) в г. Циндао.
Тогда Россия поддержала предложения Монголии о строительстве транзитных магистральных нефте- и газопроводов из России в Китай, с оговорочкой о необходимости тщательно проработать ТЭО проекта.
14 июня 2018 г. перенос маршрута МГП Сила Сибири-2 с территории объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО поддержал президент РФ В. Путин.
5 сентября 2019 г. в кулуарах ВЭФ-2019 президент Монголии Х. Баттулга, сообщил. что за 1 год Монголия добилась поддержки этого проекта со стороны России, а Китай обещал изучить предложение.
9 сентября 2019 г. В. Путин в ходе рабочей встречи с А. Миллером поручил изучить вопрос с поставками газа в Китай через территорию Монголии и доложить.
Есть нюанс.
В ноябре 2019 г. 1й замминистра энергетики Казахстана М. Досмухамбетов из г. Нурс-Султан негромко заявил, что если Китай и РФ решат строить МГП Сила Сибири-2 и газопровод пройдет через территорию Казахстана, то казахстанские власти будут закупать российский газ для газификации востока страны с использованием этого ресурса.
Действительно, если обходить плато Укок, то трассу МГП Сила Сибири-2 можно провести либо через Казахстан, либо через Монголию.
Если верить словам премьера Монголии, то решение принято в пользу Монголии.
Впрочем, Газпром может комплиментарно или за разумные деньги сделать газопровод- отвод от МГП Сила Сибири-2 где-нибудь в районе г. Рубцовска, и обеспечить газом восток Казахстана в требуемом объеме 1,8 млрд м3/год.
Реверанс в сторону Монголии понятен.
Когда в 2014 г. Монголия анонсировала планы строительство 3 ГЭС, в т.ч Шуренской ГЭС мощностью 350 МВт на р Селенге и еще 2 ГЭС на ее притоках: Эгийн-голе мощностью 220 МВт, и Орхоне - 100 МВт, российские экологи впали в шок из -за опасений за экосистему Байкала и Селенги.
Были долгие переговоры с неуступчивыми монголами.
В апреле 2018 г. Д. Медведев одобрил проект соглашения между правительствами России и Монголии о сотрудничестве в области электроэнергии.
Подписать его удалось только сегодня, почти через 1,7 года.
Подписанные документы по итогам переговоров Д. Медведева и У. Хурэлсуха:
- соглашение между правительством РФ и правительством Монголии о сотрудничестве в области электроэнергетики. Подписали: министр энергетики РФ А. Новак и Министр энергетики Монголии Ц. Давасурэн;
- Обмен нотами о завершении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу:
- Соглашения между РФ и Монголией о внесении изменений в Торговый договор между СССР и МНР от 17 декабря 1957 г.
- Соглашения между Правительством РФ и Правительством Монголии о содействии межрегиональному и приграничному сотрудничеству. - План сотрудничества между МИД РФ и МИД Монголии на 2020-2022 гг.;
- Соглашение между Минтрансом РФ и Министерством развития дорог и транспорта Монголии об обучении монгольских граждан по ж/д специальностям и направлениям подготовки;
- Меморандум о сотрудничестве в социально-трудовой сфере между Минтрудом РФ и Минтрудом Монголии;
- Программа сотрудничества между Минюстом РФ и Министерством юстиции и внутренних дел Монголии на 2020-2021 гг.;
- Меморандум о сотрудничестве между Минпромторгом РФ и Министерством продовольствия, сельского хозяйства и легкой промышленности Монголии;
- Соглашение о сотрудничестве в сфере поддержки российско-монгольской торговли между РЭЦ и Trade Development Bank of Mongolia;
- Договор о сотрудничестве между Зарубежгеологией и ПГС Предприятие Эрдэнэт в области геолого-геофизических и инженерно-геологических исследований;
- Договор между РЖД Интернешнл и УБЖД на оказание услуг технического консалтинга при реализации контракта на выполнение работ по строительству ж/д линии Таван-Толгой - Зуунбаян;
- Меморандум о стратегическом партнерстве между УЗТМ - КАРТЭКС и Эрдэнэс-Монгол;
- Меморандум о сотрудничестве между Русская кожа и КООГС Сельскохозяйственная биржа по торговле и поставкам кожевенного сырья;
- Меморандум о взаимопонимании между Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона и Очир Джиджин Сандер.
Встреча с А. Миллером.
Также У. Хурэлсух провел встречу с главой Газпрома А. Миллером.
Стороны обсудили перспективы энергетического сотрудничества.
В ноябре 2019 г. Газпром экспорт осуществил 1ю малотоннажную поставку российского сжиженного природного газа (СПГ) в Монголию.
Российский СПГ был поставлен для использования в качестве моторного топлива (ГМТ) на муниципальном транспорте в столице страны - г. Улан-Батор.
Объем партии составил 36 т.
Автор: Д. Савосин, О. Бахтина