Москва, 30 окт - ИА Neftegaz.RU. Неожиданное банкротство китайской корпорации Хуасинь (China Energy Company Limited, CEFC) вызвало шок в российском нефтегазе.
CEFC была стратегическим партнером Роснефти сразу по нескольким направлениям:
- участие в приватизации 19,5% акций Роснефти, которая была в подвешенном состоянии после краха сделки с консорциумом Катарский суверенный фонд (Qatar Investment Authority, QIA) и Glencore;
- согласно контракту, подписанному в сентябре 2017 г. с CEFC, Роснефть должна была поставлять в Китай 10 млн т/год нефти в течение 5 лет с автоматической пролонгацией еще на 5 лет и на 50 млн т;
- обсуждалась передача CEFC доли участия до 49% в Роспане - дочке Роснефти и основного актива в реализации газовой стратегии компании.
Судя по такому перспективному сотрудничеству, аналитики Роснефти совершенно не ожидали банкротства CEFC, которое разрушило многие планы не только Роснефти, но и властей РФ.
В итоге, приватизация Роснефти, которой противился еще ныне сидящий А. Улюкаев, закончилась вынужденной передачей катарскому фонду QIA доли участия 18,93% в сентябре 2018 г.
Вряд ли целью приватизации Роснефти была передача доли участия Катару, который никогда не был стратегическим партнером России, а является стратегическим конкурентом Газпрому.
Перспектив газового сотрудничества Роснефти и CEFC через Роспан тоже сразу не стало.
А вот контракт на поставки нефти в Китай остался в подвешенном состоянии, хотя информация о том, что контракт будет сохранен, но с другим представителем Китая, появилась еще летом 2018 г.
В начале 2018 г у СEFC возникли серьезные финансовые проблемы, приведшие к банкротству компании.
Конечно, есть американский след.
Торговые войны США и Китая отразились и на СEFC.
Хотя, в условиях санкций США против РФ , возможно, это была американская реакция на сотрудничество китайцев с нефтегазом РФ.
Как известно, консорциум QIA и Glencore тоже развалился из-за санкций США.
Как бы то ни было, в конце 2017 г.американские банки аннулировали ранее выданные CEFC кредитные линии.
Кроме того, в начале 2018 г. сооснователь и президент CEFC Е Цзяньмин был допрошен китайскими правоохранителями, а затем оказался в тюрьме.
Впрочем, некоторое время назад он был отпущен на свободу.
Выходом из ситуации для CEFC стала реструктуризация компании.
Ранее сообщалось о том, что СEFC может быть разделена на 3 части, в т.ч. выделена трейдинговая дочка, в ведение которой перейдет контракт с Роснефтью.
Владельцем трейдинговой дочки может стать китайский государственный конгломерат CITIC Group, который уже купил часть активов CEFC.
Есть несколько версий и по поставкам российской нефти в рамках контракта с CEFC:
- 30 октября 2018 г. «Ведомости» со ссылкой на свои источники сообщила о том, что власти Китая планируют использовать корпорацию CITIC, чтобы перезаключить контракт с Роснефтью, но уже без участия CEFC China.
- на данный момент предполагается передать контракт CEFC Singapore, который в конечном счете все равно будет принадлежать CITIC.
CITIC Group - известная инвестиционная корпорация.
В нее входят компании по производству стали, добыче железной руды, энергетические бизнесы, инфраструктурные компании, телекоммуникационные, а также компании в розничной торговле и логистике.
Ранее рассматривался альтернативный сценарий, предусматривающей слияние трейдингового подразделения CEFC с Hengli Group.
Hengli Group - компания частная, специализирующаяся на нефтехимической и текстильной промышленности.
Hengli владеет одной из крупнейших установок в мире по производству терефталевой кислоты, которая применяется в текстильной промышленности и производстве промышленных волокон.
В группу входят предприятия всей цепочки - от поставщиков сырой нефти до предприятий по производству полиэфиров, пряжи, а также сырья для ПЭТ-тары.
Но сейчас об этом сценарии уже не упоминается.
Очевидно, что поставки нефти в Китай Роснефтью сохранятся либо по текущим контрактам с CEFC, либо будет переоформление на другую компанию.
Роснефть является крупнейшим российским поставщиком нефти в Китай, обеспечивая 76% экспорта из России в КНР.
В 2017 г. Роснефть поставила в Китай 40 млн т, сохранение контракта с CEFC позволит увеличить отгрузки на 25%.
План на 2018 г. составляет до 50 млн т нефти.
Автор: Е. Алифирова, О. Бахтина