Об этом сообщила пресс-служба МСЗ.
Ядерное топливо для АППУ
Активная зона для 1го из 2х реакторов ядерной паропроизводящей установки (АППУ) была поставлена в декабре 2023 г.Теперь судно полностью обеспечено ядерным топливом.
Тепловыделяющие сборки (ТВС) будут загружены в реактор после прохождения входного контроля.
Отгрузка ЯТ потребителю производится обычно по железной дороге в специальных транспортно-упаковочных контейнерах, куда входят несколько ТВС.
Контейнеры загружаются в специальные вагоны, предназначенные для перевозки ЯТ.
Хотя свежее ЯТ не фонит, требуется чрезвычайно серьезные усилия для обеспечения безопасности транспортировки ТВС.
Риски возрастают в условиях проведения СВО РФ на украине (см. за 4 апреля 2024 г.).
АППУ универсальных атомных ледоколов проекта 22220 оснащены реакторными установками РИТМ-200.
Кроме реактора, в состав АППУ входят главные циркуляционные насосы, парогенераторы, трубопроводы, арматура и др., использующиеся для производства технологического пара, приводящего в движение турбогенератор для генерации электроэнергии.
РУ РИТМ:
- относятся к 4му поколению реакторов гражданского судового класса;
- их проектирование и изготовление ведется на предприятиях Машиностроительного дивизиона Росатома;
- интегральная установка РИТМ-200 включает 2 реактора тепловой мощностью 175 МВт каждый;
- ее основное преимущество - компактность и экономичность, что позволяет:
- сделать ледоколы 2-осадочными,
- обеспечить улучшенные технические характеристики судна по скорости и ледопроходимости;
- обладают высоким энергоресурсом (в 2,25 раза выше энергоресурса активных зон атомных ледоколов типа 50 лет Победы).
К примеру, общая мощность Запорожской АЭС составляет 6 ГВт, то есть в 20 раз больше мощности АППУ ледоколов проекта 22220.
Но мощности ледоколов проекта 22220 хватает для обеспечения ледопроходимости более 3 метров, что для для ледокольных дизель - электроходов непосильно.
Перспективы проекта 22220
В составе российского атомного флота уже 3 универсальных атомных ледокола: Арктика, Сибирь и Урал.Ввод в эксплуатацию серийного универсального атомного ледокола Якутия, который строится на Балтийском заводе по заказу Росатома для Атомфлота, запланирован на конец 2024 г.
4 апреля 2024 г. корабелы Балтийского завода приступили к испытаниям резервных дизель-генераторов (РДГ) УАЛ Якутия, сообщили в пресс-службе ОСК.
В ходе мероприятий оборудование проверят на различных режимах работы.
Перед испытаниями были произведены пуско-наладочные работы генераторов.
РДГ (всего их 2, по 2 на каждом борту) входят в состав основной энергетической системы ледокола и предназначены для обеспечения электропитанием оборудования и систем атомохода в случае срабатывания аварийной защиты реакторной установки.
1й запуск РДГ ледокола Якутия корабелы Балтийского завода произвели в начале марта 2024 г.
В мирное время вероятность использования РДГ для обеспечения электроснабжения крайне низка. поскольку системы работают устойчиво.
Но в условиях СВО РФ на Украине дизельки используются довольно часто на той же Запорожской АЭС.
Важное нововведение
При этом активная зона для 4го ледокола Якутия получила важное нововведение - гильзы термометра новой конструкции.Эта модернизация позволит более точно фиксировать теплосъем в процессе эксплуатации.
Тезисы руководителя проекта отдела по производству спецтехники МСЗ А. Шеина:
- активная зона для УАЛ – изделие серийное, однако с момента изготовления предыдущей партии топлива для ледокола Урал прошло 4 года;
- поэтому было принято решение о проведении квалификационных испытаний новых составляющих частей изделия;
- испытания прошли успешно;
- следующий универсальный ледокол, для которого МСЗ изготовит активные зоны, – строящийся УАЛ Чукотка.
В связи с этим партии свежего топлива для атомных ледоколов и ПАТЭС Академик Ломоносов в атомной отрасли называют активными зонами (по аналогии стартовой загрузкой реакторов АЭС).
Сейчас в состав атомного ледокольного флота России входят 7 судов:
- УАЛы Арктика, Сибирь, Урал,
- атомоходы Ямал, 50 лет Победы, Таймыр и Вайгач.
Ледоколы строятся на класс Российского морского регистра судоходства (РС).
Проект 22220
Основные характеристики и размерения атомных ледоколов проекта 22220:- длина - 173,3 м (160 м по конструктивной ватерлинии, КВЛ),
- ширина - 34 м (33 м по КВЛ),
- высота борта на миделе - до ВП 15,2 м,
- 2-осадочная конструкция (10,5 м/8,65 м), позволяющая работать как в арктических водах, так и в устьях полярных рек, в т.ч. на мелководных участках,
- водоизмещение - 33,54 тыс т,
- 2-реакторная энергетическая установка с основным источником пара от реакторной установки РИТМ-200,
- мощность - 60 МВт (на валах),
- максимальная ледопроходимость - 2,9 м,
- скорость хода - 22 узла (по чистой воде),
- расчетный срок службы - 40 лет.