О рабочей поездке президента в регионы Дальнего Востока сообщила пресс-служба Кремля.
Чукотка стала первой точкой на маршруте Президентской кампании В. Путина, далее планировалась поездка в Якутию, но ее пришлось отменить из-за плохой погоды.
Далее В. Путин направился в Хабаровский край.
Первая поездка на Чукотку
В г. Анадырь, столицу Чукотского автономного округа, президент прибыл 10 января 2024 г.Регион В. Путин посетил впервые и очень сильно удивился расположению аэропорта, который находится на другом берегу Анадырского лимана от самого города.
До города В. Путин добирался на снегоболотоходе по ледовой переправе Анадырь - Угольный.
Пресс-секретарь президента Д. Песков назвал эту поездку отчасти рискованной, т.к. официально зимник еще не открылся, хотя необходимые проверки безопасности были проведены.
Производителям снегоболотохода Хищник Д. Песков рекомендовал довести машину до ума.
Этот вездеход разработан фирмой Мег вест еще в 2007 г. на базе ГАЗ-66 и выпускается мелкими партиями для нефтяников, газовиков, лесозаготовителей.
В г. Анадырь В. Путин осмотрел круглогодичный тепличный комплекс и ответил на вопросы жителей города.
В завершение поездки в Чукотский автономный округ В. Путин провел встречу с губернатором региона В. Кузнецовым.
Богатства и энергетика Чукотки
В. Кузнецов поблагодарил В. Путина за подробный разговор с людьми и кратко доложил о состоянии и планах развития экономики Чукотки.Тезисы от В. Кузнецова:
- до 2028 г. с точки зрения валового регионального продукта мы будем значительно прирастать,
- главный вектор развития - развитие промышленного производства, реализуются крупные инвестиционные проекты,
- Баимский ГОК, проект по добыче и производству меди:
- увеличивает добычу меди в Российской Федерации на 1/4,
- он в хорошей степени реализации,
- проект очень масштабный, требует строительства большой инфраструктуры,
- под него строится терминал в порту Певек;
- наблюдается рост промышленного производства, но в 2028 г. здесь есть небольшой спад за счет того, что одно из золотоносных месторождений к этому моменту исчерпает свои запасы,
- но с 2029 г. начнется прирост промпроизводства от Баимского проекта, т.е. меди,
- 2й крупный проект, который мы реализуем, это проект по добыче олова, месторождение Пыркакайские штокверки, тоже рядом с г. Певек,
- традиционная для нас добыча золота - большие проекты Кекура, Майское - 54 т золота,
- уголь - у нас очень хороший уголь в Беринговском угольном бассейне, это уголь для металлургии, коксующийся уголь с очень низким содержанием серы.
Для реализации таких крупных проектов требуется соответствующее обеспечение электроэнергией.
В. Кузнецов подчеркнул, что на Чукотке развивается чистая энергетика, а именно атомная.
Тезисы от В. Кузнецова:
- наша чистая энергетика, тут мы действуем в нескольких направлениях,
- для нас это правильный путь с точки зрения атомной энергетики, потому что сложно иногда реализовывать проекты традиционной энергетики,
- мы флагман с точки зрения атомной энергетики - у нас первый плавучий блок стоит, Академик Ломоносов, в Певеке,
- в рамках реализации Баимского горнорудного проекта по производству меди 4 плавучих энергоблока по 50 МВт (мощность 1 реакторной установки, на энергоблоке их 2 - прим. ред.) строит Росатом,
- 2 из них уже находятся в сборке,
- мы подписали с Росатомом соглашение о том, что в рамках освоения Атомредметзолотом месторождения Совиное (100 т золота) планируется поставить реактор, которого еще не существует,
- это малый реактор Шельф-М на 10 МВт, практически батарейка, к которой подключается инфраструктура, она запитывает такие небольшие площади,
- это новаторское решение,
- для нас очень правильно, потому что инфраструктура стоит очень дорого.
Напомним, что в г. Певек с 2020 г. действует единая в мире плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС) Академик Ломоносов, в состав которой входят плавучий энергоблок (ПЭБ) Академик Ломоносов с 2 реакторными установками КЛТ-40С, являющийся источником электрической и тепловой энергии мощностью 70 МВт и 50 Гкал/ч соответственно, а также береговая инфраструктура для выдачи тепловой и электрической энергии от ПЭБ потребителям.
Как любой новый проект, ПАТЭС Академик Ломоносов реализуется не без сложностей.
В ноябре 2023 г. глава Минэнерго РФ Н. Шульгинов на совещании о подготовке к осенне-зимнему периоду (ОЗП) сообщил, что выдача мощности ПАТЭС Академик Ломоносов снижена с 70 МВт до 18 МВт из-за неисправности парогенератора.
В 2024 г. запланирован ремонт 3 парогенераторов на 2м блоке, на мощность в 70 МВт ПАТЭС выйдет к 2025 г.
Для Баимского ГОК Росатом реализует проект по строительству 4 модернизированных ПЭБ, на каждом из которых предусмотрены 2 реакторные установки РИТМ-200С (реакторными установками РИТМ-200 оснащаются ледоколы серии 22220 - Арктика, Сибирь, Урал и последующие).
Мощность РИТМов выше, чем КЛТ-40C (106 МВт против 70 МВт для комплекта из 2 установок, которыми оснащается ПЭБ).
Также у модернизированных ПЭБ почти в 4 раза выше (8 ТВт·ч против 2,1 ТВт·ч) энергоресурс активной зоны.
Головной ПЭБ для Баимского ГОК планировалось запустить в 2027 г. синхронно с комбинатом, но затем сроки сдвинулись на 2029 г., эту дату подтвердил и В. Кузнецов.
Не исключено строительство еще одного подобного ПЭБ для обеспечения нужд г. Певек и Чаун-Билибинского энергоузла.
В плане АЭС малой мощности (АСММ) Росатом реализует несколько проектов, в т.ч. проект микрореакторов Шельф-М на базе реакторной установки интегрального типа с водо-водяным реактором.
Тепловая мощность Шельф-М составит 35 МВт, электрическая - 10 МВт.
На ПМЭФ-2022 Росатом и республика Саха (Якутия) подписали соглашение о строительстве в регионе АСММ с реактором Шельф-М, запуск ожидается в 2030 г.
Сроки запуска АСММ на Чукотке не сообщались.
Также В. Кузнецов сообщил о росте инвестиций в сельское хозяйство, в т.ч. в выращивание овощей в закрытом грунте, развитии птицеводства, разведения и переработки рыбы, жилищном строительстве и логистических вопросах.
В частности, В. Кузнецов сообщил о проекте строительства нескольких логистических комплексов в опорных городах Севморпути, без которых не будет нормально функционировать экономика, необходимы логистические хабы.