Об этом сообщил гендиректор Атомфлота Л. Ирлица на форуме Арктика: настоящее и будущее.
Тезисы гендиректора:
- перед нами поставлена новая задача: эксплуатация модернизированных плавучих энергоблоков (МПЭБов) для Баимского ГОКа и для других перспективных проектов;
- сейчас нам предстоит подготовить экипажи плавблоков;
- в дальнейшем эксплуатировать и содержать их с точки зрения ремонта, перегрузки ядерного топлива (ЯТ);
- в 2024 г. будет сдан 3й серийный ледокол проекта 22220 Якутия;
- в 2026 г. - 4й серийный универсальный атомный ледокол Чукотка.
Однако точную дату не сообщили.
Гендиректор сказал:
- секрет раскрывать не буду, даже не пытайте;
- пусть это станет приятной неожиданностью.
Как обстоят дела со строительством Лидера?
Строительство самого мощного в мире ледокола проекта 10510 Лидер на верфи судостроительного комплекса Звезда идет строго по графику.Тезисы гендиректора Атомфлота:
- в данный момент мы идем в графике строительства, который у нас подписан с заводом Звездой;
- никаких отклонений пока мы не наблюдаем;
- готовность судна на начало декабря 2023 г. - 11,14%;
- спуск ледокола на воду запланирован на октябрь 2025 г.;
- подписание приемного акта - на декабрь 2027 г.
Им на смену придут 4 дизельных ледокола, строительство которых законтрактовано с Балтийским заводом.
Л. Ирлица отметил, что госкорпорации нужны еще как минимум 4 дизельных ледокола и 4 атомных, из них 2 проекта 22220 и 2 проекта 10510 Лидер.
Напомним, что в ноябре 2023 г. на Машиностроительном заводе (МСЗ, входит в Росатом) успешно завершены приемочные испытания стержней компенсирующих групп ядерного реактора для головного сверхмощного атомного ледокола Россия по проекту 10510.
Проект 10510
- предусматривает строительство ледоколов-лидеров, способных преодолевать льды толщиной 4 м и прокладывать канал шириной около 50 м;
- обеспечит круглогодичную проводку крупнотоннажных судов по всей акватории Северного морского пути(СМП);
- во льдах толщиной до 2х м атомоход обеспечит проводку транспортных судов со скоростью 12 узлов;
- головному атомному ледоколу-лидеру присвоено имя Россия.
Головной атомный ледокол Россия
- проекта 10510 будет работать на 2х реакторных установках (РУ) РИТМ-400;
- РУ в 1,8 раз мощнее, чем реакторы РИТМ-200, созданные для новейших универсальных атомных ледоколов (УАЛ) проекта 22220;
- достаточно маневренных для работы на глубокой воде и на мелководье, в устьях полярных рек;
- мощность ледокола (на валах) 120 МВт;
- ледопроходимостью свыше 4х м;
- строительство головного атомного ледокола Россия началось в 2020 г.;
- планируемый срок ввода в эксплуатацию – 2027 г.
Атомные ледоколы проекта 22220
- в состав атомного ледокольного флота в настоящее время входят 3 ледокола проекта 22220: Арктика, Сибирь, Урал;
- 5 февраля 2023 г. Росатомфлот заключил контракт на строительство 5го и 6го серийных универсальных атомных ледоколов (УАЛ) проекта 22220;
- в марте 2023 г. Росатомфлот назвал имена для ледоколов: Камчатка и Сахалин;
- в январе 2023 г. Кабмин РФ одобрил бюджетные инвестиции на сумму более 70 млрд руб. в строительство ледоколов и судна технического обслуживания;
- в июне 2023 г. М. Мишустин поручил Минфину разработать механизм льготного досрочного (на период не менее 25 лет) кредитования строительства этих ледоколов по ставке не более 2% годовых;
- 16 августа 2023 г. специалисты Балтийского завода, входящего в ОСК, приступили к строительству ледокола Камчатка проекта 22220;
- 11 сентября 2023 г. М. Мишустин подписал соответствующее постановление (№1462 от 8 сентября 2023 г.);
- документ определяет, что заказчик (Росатом) и исполнитель (Балтийский завод) договора по строительству ледоколов вправе увеличить размер авансирования по взаимной договоренности.