Об этом сообщила пресс-служба Росатома.
Документ подписан на полях Белорусского энергетического и экологического форума Energy Expo в Минске.
Стороны договорились сотрудничать в развитии инфраструктуры для финальной изоляции радиоактивных отходов (РАО) в Республике Беларусь и в подготовке персонала.
Тезисы директора программ по выводу из эксплуатации Э. Никитина:
- с партнерами из БелРАО мы подтвердили двустороннюю заинтересованность в укреплении связей по широкому кругу направлений и нацелены развивать взаимовыгодное сотрудничество, приоритетным из которых является обращение с радиоактивными отходами;
- создание пункта захоронения радиоактивных отходов при наличии АЭС на территории Республики Беларусь будет:
- отвечать требованиям Экологической Таксономии Европейского союза,
- способствовать устойчивости атомной энергетики в стране;
- Росатом заинтересован в реализации совместных проектов с белорусскими партнерами;
- мы готовы делиться с коллегами обширным и успешным российским опытом по обращению с РАО.
Эксплуатация объектов атомной энергетики связана с образованием РАО.
В республике была принята национальная Стратегия обращения с радиоактивными отходами.
Таким образом, вопросы финальной изоляции РАО носит стратегический характер, и сооружение пункта захоронения радиоактивных отходов предусмотрено национальной стратегией.
Площадка для размещения пункта захоронения РАО пока не выбрана
По данным на 29 июня 2023 г. заместителя директора Департамента по ядерной энергетике - начальника управления организации эксплуатации АЭС и обращения с РАО Минэнерго Н. Михайлова, отработка возможных вариантов площадки под объект продолжается.Заинтересованными госорганами готовилась дорожная карта по реализации проекта по строительству пункта захоронения РАО.
1ю очередь объекта планируется ввести к 2030 г.
Перед началом строительных работ должны проведены общественные слушания по проекту в Беларуси, а также с сопредельными государствами.
Ранее специалисты сообщали, что пункт захоронения радиоактивных отходов в Белоруссии может быть размещен вблизи БелАЭС.
Также рассматривалось на территории пострадавшей в результате аварии на Чернобыльской АЭС.
Согласно принятой 15 февраля 2023 г. стратегии обращения с РАО, что в течение предполагаемого срока эксплуатации БелАЭС (60 лет) прогнозируется образование:
- 100 тыс. м3 твердых РАО различных категорий;
- около 60 м3 высокоактивных отходов;
- при выводе из эксплуатации 2х энергоблоков БелАЭС, по предварительной оценке, прогнозируемые объемы соответствующих категорий РАО составят 4100 и 170 м3.
Белорусская АЭС
- построена по российскому типовому проекту АЭС-2006;
- расположена в 17 км к северо-востоку от г. Островца, в 120 км к северо-западу от Минска;
- состоит из 2х энергоблоков, оснащенных водо-водяными энергетическими реакторами ВВЭР-1200 мощностью 1 200 МВт каждый, такие же энергоблоки работают на Нововоронежской АЭС и Ленинградской АЭС-2 и АЭС Аккую в Турции;
- генподрядчик строительства - Атомстройэкспорт (входит в госкорпорацию Росатом);
- для финансирования проекта был привлечен российский госкредит на 10 млрд. долл. США.Энергоблок №1 БелАЭС включен в сеть в ноябре 2020 г., №2 - в мае 2023 г.
- ядерное топливо для АЭС поставляет российская компания ТВЭЛ (топливный дивизион Росатома);
- 15 июня 2023 г. стало известно, что энергоблок №2 на БелАЭС включен в сеть после завершения плановых испытаний реакторной установки;
- 28 июня 2023 г. энергоблок №2 Белорусской АЭС был отключен от сети для проведения испытаний;
- 16 октября 2023 г. стало известно, что специалисты провели более 400 испытаний на 2м энергоблоке Белорусской АЭС перед его запуском в промышленную эксплуатацию.
По оценке Росатома, общий объем использования кредита составит приблизительно 5,36 млрд долл. США, в т.ч. в 2023 г. – приблизительно 100 млн долл. США.
Как отмечалось в сопроводительных документах к закону, необходимые средства на кредит Белоруссии в 2023 г. предусмотрены программой предоставления государственных финансовых и экспортных кредитов на 2023 г. и на плановый период 2024 и 2025 гг., утвержденной законом о бюджете.
Из финансово-экономического обоснования к закону следует:
- в 2023 г. поступления в федеральный бюджет в результате реализации этого документа сократятся на 173,2 млн долл. США и составят 88,6 млн долл. США;
- в период 2024-2038 гг. увеличатся на 526,2 млн долл. США и составят 6 654,7 млн долл. США.
Автор: П. Паршинова