Москва, 19 июл - ИА Neftegaz.RU. Научные сотрудники ВНИИНМ им. А.А. Бочвара (входит в топливную компанию Росатома ТВЭЛ) совместно со специалистами димитровградского НИИ атомных реакторов (ГНЦ НИИАР) успешно провели первичные испытания образцов изделий из карбида кремния в исследовательском реакторе БОР-60.
Об этом сообщает пресс-служба Росатома.
Подробности испытаний
- основная цель исследования - получить 1е в России экспериментальные данные по изменению ключевых физических и геометрических параметров изделий из карбида кремния после реакторного облучения;
- облучению подверглись образцы оболочек с различным способом армирования:
- биаксильный каркас,
- триаксильный каркас,
- также были испытаны заглушки для тепловыделяющих элементов (ТВЭЛ) из карбида кремния.
Разработка ведется в рамках программы по созданию толерантного топлива (ATF) нового поколения безопасности, которое позволит существенно повысить безопасность эксплуатации атомных станций (АЭС).
Новые данные необходимы для разработки и обоснования промышленной технологии серийного производства оболочек ТВЭЛов из карбида кремния для реакторов ВВЭР и PWR.
Материалы на основе карбида кремния
- специфика таких материалов:
- они обладают:
- высокой механической прочностью,
- износостойкостью,
- теплопроводностью,
- коррозионной и радиационной стойкостью;
- но при этом:
- хрупкие,
- малопластичные;
- карбидокремниевое волокно, разработанное во ВНИИНМ:
- равномерно перераспределяет получаемую нагрузку на армирующий высокопрочный плетенный волокнистый каркас,
- тем самым делая оболочку более прочной;
- по оценкам ученых Росатома карбид кремния:
- потенциально один из самых перспективных вариантов для оболочек ATF-топлива,
- но при этом наиболее технологически сложный (ТВЭЛы из карбидокремниевого волокна нельзя изготовить по технологии, десятилетиями отработанной на металлах).
Тезисы главного эксперта материаловедческо-технологического отдела композиционных, магнитных и специальных материалов ВНИИНМ Ф. Макарова:
- в теории оболочки из карбида кремния позволят не просто минимизировать риски, а полностью исключить пароциркониевую реакцию на АЭС;
- таким образом, при внедрении карбидокремниевых ТВЭЛов отпадет необходимость в некоторых системах безопасности, и тогда строить атомные энергоблоки станет дешевле;
- также их применение может увеличить эффективность современных реакторов за счет:
- повышения выгорания топлива,
- продолжительности топливной кампании.
Толерантное топливо (Advanced Technology Fuel или Accident Tolerant Fuel)
- ядерное топливо, устойчивое к нештатным ситуациям на АЭС;
- в случае потери теплоносителя и нарушения отвода тепла в активной зоне реактора толерантное топливо должно в течение достаточно длительного времени сохранять целостность без возникновения пароциркониевой реакции, способствующую выделению водорода;
- внедрение противоаварийного топлива имеет ключевое значение для вывода системной безопасности и надежности атомной энергетики на качественно новый уровень.
Реактор БОР-60
- экспериментальный реактор на быстрых нейтронах с натриевым теплоносителем мощностью 60 МВт;
- электрическая мощность - 12 МВт;
- представляет собой прототип АЭС малой мощности (АСММ);
- имеет систему утилизации тепла для выработки электроэнергии и передачи части тепла в теплосеть НИИАР;
- предназначен для отработки топливного цикла, технологии натриевого теплоносителя, а также широкого спектра проектных и конструкторских решений для реакторов на быстрых нейтронах;
- как мощный источник быстрых нейтронов используется для исследований воздействия нейтронного облучения на конструкционные, топливные и поглощающие материалы различных типов;
- веден в эксплуатацию в 1969 г.
Автор: А. Гончаренко