Тезисы Т. Петковой:
- новая [энергетическая] стратегия предусматривает строительство новых атомных реакторов мощностью в 2 000 МВт после 2030 г., но нигде не написано, что это произойдет в Белене;
- как знаете, проект вызвал интерес международных компаний, но из-за пандемии коронавируса процедура по выбору стратегического инвестора не просто замедлилась, а практически была остановлена;
- предстоит в очередной раз выяснить, насколько проект Белене выгоден;
- если он не впишется в согласованные ранее параметры, то АЭС построена не будет;
- вместо этого будет поставлен вопрос о строительстве 2х новых энергоблоков на АЭС Козлодуй.
Реакторы АЭС и площадка, где планируется строить станцию, принадлежат Болгарии.
Реализация проекта и поиск инвестора ведутся в соответствии с решением парламента страны.
В июне 2020 г. Росатом, Framatome SAS и GE Steam Power подписали меморандумы о взаимопонимании по проекту строительства АЭС Белене, предполагающие объединение усилий для участия в процедуре выбора стратегического инвестора для строительства станции.
Компании вошли в шорт-лист из 5 претендентов на реализацию проекта АЭС Белене, наряду с Китайской национальной атомной корпорацией (China National Nuclear Corporation, CNNC) и Корейской корпорацией гидро- и атомной энергетики (Korea Hydro & Nuclear Power, KHNP).
Напомним, что в 2006 г. входящий в Росатом Атомстройэкспорт выиграл международный тендер на возведение 2х энергоблоков АЭС Белене, однако в 2009 г. проект был остановлен, а в марте 2012 г. Болгария отказалась от строительства станции.
Через 6 лет, в 2018 г., было решено возобновить строительство АЭС.
В 2019 г. был объявлен тендер.
Росатом заявлял, что готов участвовать в проекте в рамках международной кооперации, тем более, что опыт такое уже есть: госкорпорация сотрудничает с Framatome SAS и General Electric по международным проектам, в т. ч. на АЭС Пакш-2 в Венгрии и АЭС Ханкикиви-1 в Финляндии.
Автор: А. Игнатьева