Об этом госсекретарь США М. Помпео заявил 27 мая 2020 г.
Тезисы от М. Помпео:
- Иран бряцает ядерным оружием и расширяет масштабы рискованной деятельности, что является недозволительным,
- иранские власти, угрожающие уничтожением Израилю, не имеют права обладать ядерным оружием,
- исключения из санкций, затрагивающих все оставшиеся связанные с СВПД проекты в Иране, прекращаются,
- это касается переоснащения реактора на тяжелой воде в г. Арак, поставок обогащенного урана для исследовательского реактора в г. Тегеран и экспорта Ираном отработанного и утилизированного топлива от исследовательского реактора,
- действие исключений из санкций закончится после последующего 60-дневного периода, позволяющего компаниям и организациям, которые участвуют в этой деятельности, прекратить такие операции.
При этом М. Помпео подтвердил, что США предоставляют исключение из санкций сроком на 90 дней для международных проектов, связанных с АЭС Бушер, с целью обеспечить безопасность этого объекта.
Заместитель госсекретаря США по международной безопасности и вопросам нераспространения К. Форд уточнил, что США будут оценивать целесообразность продления исключений для проекта из санкций каждые 90 дней.
Такое исключение К. Форд объяснил соображениями безопасности работы существующего реактора, при этом исключения не распространяются на строительство новых реакторов.
Сооружение энергоблоков АЭС Бушер считается крупнейшим российско-иранским проектом.
1й энергоблок АЭС Бушер с реактором ВВЭР-1000 был подключен к национальной энергосистеме Ирана в сентябре 2011 г., а в марте 2017 г. вышел на проектную мощность.
В ноябре 2014 г. Россия и Иран подписали контракт на строительство 2го и 3го энергоблоков АЭС Бушер (Бушер-2) также с реакторами ВВЭР-1000.
Строительство 2го энергоблока АЭС Бушер началось в ноябре 2019 г., его завершение ожидается в 2024 г.
Напомним, что президент США Д. Трамп в 2018 г. вывел США из СВПД, восстановив старые и введя новые санкции против Ирана (включая вторичные, т.е. касающиеся третьих стран, ведущих бизнес с Ираном).
Причем санкции касались не только ядерных проектов Ирана, но и др. секторов экономики страны, включая нефтяную промышленность.
В ответ Иран поэтапно сократил свои обязательства по СВПД, одновременно подтвердив готовность продолжить сотрудничество с МАГАТЭ и вернуться к выполнению обязательств в случае снятия санкций.
Однако США лишь усилили санкционное давление на Иран.
Автор: А. Чижевский