Москва, 20 апр - ИА Neftegaz.RU.Дорогие читатели! В эти чудесные весенние дни мы, как и вы, носим маски, чаще обычного моем руки и ограничиваем свои контакты не только с людьми, но и с предметами.
Поэтому мы выпустили онлайн журнал - читайте!
Его авторы стали участниками своеобразного просветительного флэшмоба, который редакция Neftegaz.RU запустила в качестве ответной меры карантину. Мы благодарим всех откликнувшихся!
Одной из интересных разработок поделились наши партнеры из компании «Шлюмберже». Многие годы для компаний-операторов оставалось неизвестным, что находится перед буровым долотом, даже при наличии лучших сейсмических данных и моделей распространения коллектора. Однако, в середине 2019 года компания «Шлюмберже» представила на рынке нефтедобывающей отрасли новый высокочувствительный прибор, который дает возможность «видеть» впереди долота, передавая данные в режиме реального времени, чтобы выполнять буровые операции опережая, а не реагируя на изменения. Это технология получила название IriSphere* - технология Опережающего Картирования, в которой используются глубокие направленные электромагнитные измерения в режиме реального времени для получения представления о строении пласта на расстоянии до 30 метров впереди долота, что позволяет корректировать процесс бурения. Более подробно об этой технологии вы можете прочитать в статье «Смотреть впереди долота»
Вопросы бурения поднимают в своей статье и специалисты компании "Лукойл". Для вовлечения в разработку остаточных извлекаемых запасов нефти в компании "Лукойл" применяют бурение скважин малого диаметра. Уменьшение диаметров обсадных колонн и применение мобильных буровых установок малой грузоподъемности типа АРБ и «Идель» позволиол снизить стоимость строительства скважин до 25%. На следующем этапе работ дальнейшее совершенствование конструкции скважин и внедрение комплекса технико-технологических и организационных решений в ходе строительства СМД обеспечило двукратный рост эффективности, а затраты снизились до 50%. Подробнее считайте в статье «10 лет бурения скважин малого диаметра».
Нефтяная промышленность по уровню воздействия на окружающую среду занимает одно из первых мест среди ведущих отраслей ввиду образования большого количества гетерогенных отходов. Одним из них является нефтяной шлам. Автор статьи «Нефтешламы как вторичное сырье» рассматривает схему образования, утилизации и вовлечения в производственный цикл нефтешламов. В материале изложены наиболее широко распространенные комбинации методов их обезвреживания. Для эффективного обезвоживания накопленных нефтяных отходов предложены инновационные способы и соответствующее аппаратурное оформление технологических процессов.
Вопросам переработки посвящен еще один материал номера – «Унифицированный энергосберегающий способ переработки УВ в синтез-газ». В статье рассмотрены каталитические способы конверсии углеводородов в синтез-газ на действующих крупнотоннажных нефтехимических установках получения аммиака и метанола. Отмечены главные недостатки реализованных технологических процессов. К ним следует отнести необходимость поддержания более высокой температуры наружных стенок труб по сравнению с температурой слоя катализатора, что приводит к повышенному расходу энергоносителей и сокращению срока эксплуатации печи риформинга. Более подробно читайте в статье нашего постоянного автора доктора Афанасьева С.В.
Не менее важны вопросы улучшения качеств уже полученных продуктов. Этой проблеме посвящен материал «Влияние ДОТФ на свойства пластичных смазок». Работа была выполнена с целью улучшения низкотемпературных свойств и трибологических характеристик полимочевинных пластичных смазок, а также расширение рабочих температур их использования. В качестве дисперсионной среды использовались нефтяные масла I и III группы с концентрацией сложного эфира (ДОТФ) 50%. В качестве загустителя была использована димочевина. У полученных образцов смазки были проанализированы: температура каплепадения (ГОСТ 32394-2013), пенетрация (ГОСТ 32331-2013), коллоидная стабильность (ГОСТ 7142-74), эффективная вязкость при -50ºС (ГОСТ 26581-85) и трибологические характеристики (ГОСТ 9490-75). На основе анализа полученных данных автор делает вывод, что при добавлении сложного эфира в состав полимочевинной пластичной смазки, у нее улучшились низкотемпературные свойства и трибологические характеристики.
Следующий этап в технологическом цикле – транспортировка и ей мы тоже посвятили парочку статей.
На сегодняшний день проблема последовательной перекачки без изъянов авиационного керосина с бензином или дизельным топливом является актуальной. Авторы статьи «Последовательная трубопроводная перекачка нефтепродуктов» предлагают перекачивать авиационный керосин последовательно с дизелем или бензином, помещая между ними специальную углеводородную фракцию, которая состоит из углеводородов, общих для авиационного керосина и дизельного топлива или бензина. Подробнее читайте в статье ученых Самарского государственного технологического университета.
Проблемам решения задачи обеспечения показателя качества нефти по сере при смешивании на конечном пункте трех сортов нефти, транспортируемых по различным схемам посвятили свою работу ученые РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина. В системе магистральных нефтепроводов ПАО «Транснефть» в последнее время наблюдается тенденция снижения приема сернистой и увеличение приема высокосернистой и особовысокосернистой нефти, что приводит к снижению качества нефти по содержанию серы. В этих условиях для получения товарной нефти или при подготовке нефти к переработке могут применяться технологии смешивания (компаундирования). В своей статье они рассматривают вопросы обеспечения показателей качества нефти по плотности и содержанию серы при смешении потоков нефти на конечном пункте системы, состоящей из двух магистрального нефтепроводов.
В статье «Уменьшение гидравлического сопротивления при транспорте газа по газораспределительным системам» приведен анализ методов расчета коэффициента гидравлического сопротивления. Представлен расчет его значения на основе производственных данных для стальных и полиэтиленовых труб, с различным коэффициентом износа. На основе результатов даны рекомендации по уменьшению значения гидравлического сопротивления при транспортировании газа по газораспределительным системам.
Конечно, мы не могли обойти стороной один из наиболее часто звучащих в последнее время вопросов – освоение Арктического региона. Авторы статьи «Преимущественные виды альтернативных источников энергии в Арктическом регионе России» демонстрируют преимущества использования определенных видов альтернативных источников энергии.
Освоение ледяных просторов Арктики требует энергетических ресурсов, но традиционные источники нежелательны вследствие чрезвычайной уязвимости ее экосистем: холодный климат самоочищающую способность биосферы сводит практически к нулю, нарушенные земли практически не восстанавливаются. Следует ожидать бурю противодействий и нареканий со стороны наших зарубежных партнеров, включая штрафные санкции, о возможном загрязнении окружающей арктической среды вследствие активной хозяйственной деятельности России, поскольку именно Арктика является «кухней погоды» всего Северного полушария. Противопоставить свою позицию этому давлению Россия может только в случае активного использования альтернативных источников энергии в Арктическом регионе, поэтому выбранная тема исследований весьма актуальна и своевременна. Авторы статьи исследуют типы возобновляемых источников энергии, дают оценку возможности использования ВИЭ в Арктическом регионе Российской Федерации, а также, сравнивают преимущества использования ВИЭ по сравнению с традиционными источниками энергии.
Уже совсем скоро, в мае, мир будет отмечать 75-летие окончания Второй мировой войны, а наша страна – окончание Великой отечественной войны. РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, д.э.н., профессор Виктор Георгиевич Мартынов и проректор по дополнительному профессиональному образованию РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина Никита Николаевич Голунов, в своей статье рассказали об этапах развития нефтегазового комплекса во время войны, привели сведения об основных, наиболее значимых событиях и фактах, показали вклад нефтяной и газовой промышленности в обеспечение советских войск необходимым топливом и энергоресурсами. Подробнее об этом читайте в статье «Нефтегазовые вехи Великой Победы: малоизвестные истории Великой Отечественной войны»
Сегодня, одним из важнейших приоритетов развития страны является повышение производительности труда российских предприятий. Государство ставит промышленности все более жесткие задачи по обеспечению последовательного роста производительности труда. В частности, эта задача материализовалась в виде национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости» для ряда отраслей и предприятий несырьевого направления. Проект предусматривает ежегодный прирост производительности труда не менее 5% с целью выйти на прирост в 20-25% к 2024 году. Подробнее о том, как повысить производительность труба на современных предприятиях рассказывает руководитель Центра внедрения бесцехового производства А.Н.Фомин, в статье «О стратегии роста производительности труда»
Автор: А. Павлихина