Дорогие друзья!
Вышел новый номер журнала Neftegaz.RU, в котором мы подняли актуальные вопросы транспортировки и хранения нефти, газа и нефтепродуктов.
Трубопроводный транспорт России имеет почти 100-летнюю. Однако, морские трубопроводы (МТ) используются сравнительно недавно. Построены и введены в эксплуатацию морские участки газопроводов: «Северо-Европейский» (Nord Stream или СЕГ) в Балтийском море, «Голубой поток» и «Туапсе-Джубга» в Черном море.
Морские нефтепроводы относительно небольшой протяженности имеются в Печерском море (отгрузочый трубопровод Варандейского нефтяного терминала), на Балтике (месторождение Д-6) на шельфе Сахалина.
В стадии проектирования находятся МТ от Штокмановского ГКМ в Баренцевом море и Киринского ГКМ на шельфе острова Сахалин, "Южный поток" в Черном море. В дальнейшем, по мере развития работ на арктическом шельфе, следует ожидать существенного увеличения количества МТ. Их эксплуатация определена рядом специфических моментов, которые недостаточно отражены в действующей в РФ нормативной документации.
Вопросы обеспечения безопасной эксплуатации этих трубопроводов в настоящее время решаются, главным образом, на основе проектов, ориентированных, преимущественно, на внутритрубную диагностику.
Такой принцип не соответствует современным требованиям надежности и безопасности опасных производственных объектов. Только системный подход, ориентированный на полномасштабное выполнение задачи контроля МТ в реальном времени, а также своевременное и качественное выполнение обследований, технического обслуживания и ремонтно-восстановительных работ могут быть гарантией безопасной эксплуатации МТ в условиях Арктического шельфа. Какие шаги необходимо сегодня предпринять для обеспечения такого подхода? Читайте об этом в статье «Эксплуатация и ремонт морских трубопроводов».
Безопасность эксплуатации трубопроводов – не единственный вопрос. Проекты разработки шельфовых месторождений в Арктике играют стратегическую роль в развитии целого ряда отраслей российской экономики. Реализация масштабных планов по освоению недр в арктической зоне сопряжена со множеством сложных задач. В их числе – создание береговой базы обеспечения. Что делают для ее развития в крупных компаниях? Об этом рассказал генеральный директор компании Газпром нефть снабжение в материале «Логистика шельфа».
Промышленная разработка месторождений на мелководном арктическом шельфе сдерживается отсутствием необходимых технологий и морской техники, сложными ледовыми условиями на мелководье, уязвимостью окружающей среды и прочими подобными факторами. Одной из концепций обеспечения освоения и эксплуатации таких месторождений является создание комплексов многофункциональных плавучих средств, оснащенных различным подводно-техническим и технологическим оборудованием, необходимым для эффективного расширения функциональных возможностей судов, снижения затрат на их создание и эксплуатацию.
Анализ возможных характеристик создаваемого судна для поставленной задачи строительства, ремонта и обеспечения безопасной эксплуатации морских трубопроводов и нефтегазовых сооружений на мелководном арктическом шельфе приводит к пониманию целесообразности разделения комплекса задач проектируемого судна на две группы и, соответственно, привлечение к их решению двух судов: Технологической платформы и Платформы обеспечения. Подробнее о технологиях для освоения шельфовых месторождений, которые предлагают сегодня отечественные разработчики читайте в статье «Трубопроводы в Арктике».
Сегодня существует много различных вариантов перспективного удовлетворения потребностей человечества в энергоресурсах. В ближайшие десятилетия в мире будет происходить ожесточённая конкурентная борьба как между различными источниками энергии, в частности – нефти и газа, так и районами их производства. Очевидно, что нефтегазовая отрасль в предстоящем периоде столкнётся с новыми вызовами. Какими будут эти вызовы, и каковы шансы успешно им противостоять?
Многочисленные исследования российских и зарубежных специалистов дают весомые основания утверждать, что в настоящее время мир стоит на пороге глобальных энергетических изменений, что в развитии мировой энергетики начинаются, разворачиваются и уже происходят серьёзные качественные сдвиги. Какими тенденциями будет определяться будущее глобальной энергетики, как и будущее всей мировой экономики? Об этом рассказал руководитель Аналитического центра энергетической политики и безопасности - заместитель директора ИПНГ РАН, д. э. н., академик РАЕН Алексей Мастепанов.
До окончания 2014 года остались считанные деньки и это дает возможность предположить, что все ключевые события года уже свершились, натвердо зафиксировав за собой важные даты отраслевого календаря. Neftegaz.RU берт на себя роль скрижальщика истории и предлагает вспомнить самые яркие моменты. Итак, чем же запомнится уходящий год? Об этом и многом другом читайте в декабрьском номере журнала Neftegaz.RU.