Москва, 21 сен - ИА Neftegaz.RU. Выявление и разработка шельфовых месторождений - одна из основных задач государственной программы в освоении арктических регионов. Реализация проекта Энергетическая стратегия-2035 предусматривает достижение уровня добычи нефти в 33 млн. т/год. Что необходимо для реализации этой задачи, какие проблемы могут помешать осуществлению заданной цели и где искать пути решения? Ответам на эти вопросы мы посвятили сентябрьский выпуск журнала Neftegaz.RU Offshore.
Так, ученые «ВНИИОкеангеология» полагают, что для осуществления задуманного потребуется весьма сложная и весьма объёмная работа, включающая изменение законодательства в части недропользования на шельфе, создания консорциума государственных и частных, включая зарубежные, предприятий, приостановление или отмена действия ряда выданных лицензий, создание современного отечественного бурового оборудования и т.д. Начинать эту работу следует уже сегодня, учитывая грандиозность решаемой задачи (33 млн. т морской арктической нефти в год) и сжатые сроки её выполнения - 2035 год.
Переход на новый уровень мощности, продление навигации на зимне-весенний период и, наконец, планы создания более мощных ледоколов для обеспечения круглогодичной навигации по всему Северному морскому пути требуют решения ряда сложных задач, относящихся к различным областям науки и техники.
Решение задач, поставленных Энергетической стратегией в части освоения арктического региона, включает технические и технологические задачи, связанные с плаванием в водах, покрытых льдами, и строительством различных морских сооружений для разведки и промышленной добычи углеводородов и обеспечения их доставки потребителям крупнотоннажными судами.
История российского ледоколостроения насчитывает более 156 лет, когда паровой баркас «Пайлот» проложил канал во льдах Финского залива от острова Котлин до Ораниенбаума. С тех пор технический прогресс кардинально изменил облик ледоколов и осуществил переход от угольных котлов и паровых турбин к использованию атомной энергии и дизель-электрическим установкам с применением автоматики и компьютерной техники. Успехи отечественного ледоколостроения позволили обеспечить круглогодичную навигацию в западном районе Арктики, а также в замерзающих морях России. Каково сегодня ледокольное обеспечение Северного морского пути и каковы основные тенденции развития ледокольного флота России? – в статье специалистов Крыловского центра «Пути российских ледоколов».
Конечно, реализация столь масштабных планов не может обойтись без участия государства. При выработке мер государственной политики в отношении комплексных нефтегазовых региональных проектов на крайнем Севере приходится решать более сложные задачи, чем в традиционных регионах добычи. С чем связаны эти сложности и что может помочь с ними справиться? Государственному регулированию нефтегазового сектора в Арктике посвящена статья ученых МГУ им. Ломоносова и специалистов РАНХиГС при Президенте РФ – «Баланс приоритетов».
Роль и значение Арктики все более возрастает. Это связано, в частности, с сохраняющейся высокой ролью Арктического региона и формированием новых внешних вызовов, среди которых незавершенность международного права по разграничению исключительных экономических зон и континентального шельфа России в Арктике с соседними государствами. В связи с этим актуальными становятся вопросы политического, социального, экологического характера. О том, какие сегодня существуют подходы к расчету показателей транспортной доступности территории и меры государственной поддержки населения и бизнеса в регионе, какова роль плавательных средств при ликвидации разливов нефти в Арктике, а также о перспективах нефтегазоносности северных морей, читайте в сентябрьском номере журнала Neftegaz.RU Offshore.
Автор: А.Павлихина