Об этом 19 ноября 2024 г. сообщил Reuters со ссылкой на 3 источника.
Снова каткрекинг НОРСИ?
По данным издания, на Нижегородском НПЗ с 13 ноября 2024 г. был остановлен Комплекс каткрекинга-1 (КК-1).Источники сообщают:
- первый каткрекинг (КК-1) сломался,
- характер поломки и ориентировочные сроки ремонта неизвестны,
- возникшая неисправность привела к снижению производства товарного бензина на НОРСИ,
- компании придется компенсировать этот ресурс с рынка,
- установка КК-2 в настоящее время находится на плановом ремонте.
С другой стороны, Ъ со ссылкой на источник, знакомый с ситуацией, сообщил, что завод работает в штатном режиме.
Нижегородский НПЗ и его каткрекинги
Напомним, что установленная мощность Нижегородского НПЗ в г. Кстово составляет 17 млн т/год по сырью.На Нижегородском НПЗ имеются 2 комплекса каткрекинга:
- КК-1, включающий 5 установок, в т.ч. гидроочистки вакуумного газойля и каталитического крекинга с блоком концентрирования пропилена был запущен в декабре 2010 г. Мощность установки каткрекинга составляет 2 млн т/год по сырью. КК-1 позволяет производить до 1,4 млн т/год бензинов.
- Комплекс каталитического крекинга вакуумного газойля (КК-2) с блоком гидроочистки бензина был запущен в 2015 г. Комплекс позволяет производить 1,2 млн т/год бензинов.
Проблемы с установками каткрекинга преследуют НОРСИ с конца 2023 г.:
- 26 декабря 2023 г. произошла поломка на КК-2, его перезапустили, но на меньшей мощности,
- 12 января 2024 г. ЛУКОЙЛ сообщил, что в связи с инцидентом на технологической установке НОРСИ ее работа временно остановлена, позднее Минэнерго РФ пояснило, что на заводе на внеплановой ремонт остановлена одна из установок каткрекинга, а Ъ уточнил, что авария произошла 4 января 2024 г. КК-1,
- причиной остановки КК-1 стала механическая неисправность детали компрессора, замена которой невозможна из-за западных санкций, но Минпромторг РФ заверил, что российские машиностроительные предприятия в состоянии изготовить оборудование, аналогичное вышедшему из строя,
- 7 июня 2024 г. вице-премьер РФ А. Новак сообщил, что КК-1 после ремонта перезапущен, вышедший из строя компрессор отремонтировали, а саму установку запустили во 2й половине мая.
Что теперь с экспортом бензина?
Напомним, что с 1 августа 2024 г. в России был восстановлен запрет на экспорт , а затем - продлен до конца 2024 г.С завершением сезона высокого спроса правительство РФ начало рассматривать вопрос о досрочном снятии запрета.
8 ноября 2024 г. А. Новак сообщил, что Минэнерго РФ готовит предложение в правительство об ослаблении эмбарго на экспорт бензина из России.
Предложение касается отмены запрета на экспорт бензина АИ-92 при подтверждении затоваривания им резервуарных парков на российских НПЗ.
13 ноября 2024 г. глава Минэнерго РФ С. Цивилев сообщил, что министерство соответствующее предложение подготовило и внесло в правительство.
Интерфакс тогда писал, что запрет на экспорт бензина из РФ может прекратить действие с 1 декабря 2024 г. для всех марок бензина, но экспорт будет открыт только для производителей.
Как поломка на КК-1 НОРСИ отразится на планах правительства по снятию запрета на экспорт бензина, пока неясно.
Каталитический крекинг является ключевым процессом вторичной переработки нефти при производстве бензина, а Нижегородский НПЗ - 2й в России производитель автобензина (в 2023 г. на НПЗ выпущено 4,892 млн т бензина или 11,1% от общего производства на России).
После аварийной остановки установки каталитического крекинга на НОРСИ в январе 2024 г. практически сразу же начала обсуждаться возможность восстановления запрета на экспорт бензина (до этого запрет действовал с 21 сентября по 17 ноября 2023 г.).
Первоначально Минэнерго РФ необходимости в восстановлении запрета не увидело, но после серии атак беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) на НПЗ и с приближением периода высокого спроса запрет был возвращен (первоначально на период с 1 марта по 31 августа, но с 20 мая по 31 июля действовало исключение для производителей чтобы избежать затоваривания мощностей для хранения и потенциального снижения производства).