Южные НПЗ и их модернизация
Развитие нефтепереработки на Юге России во многом стимулируется их удачным географическим расположением. В регионе имеются крупные магистральные нефтепроводы, развита ж/д-инфраструктура, имеются крупные портовые перевалочные мощности.Это дает возможности как диверсифицировать источники сырья, так и направления поставок, балансируя в зависимости от конъюнктуры между экспортом и внутренним рынком.
Неудивительно, что на Юге России сосредоточено 8 крупных нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ).
Только в Краснодарском крае действуют 4 НПЗ - РН-Туапсинский НПЗ (входит в Роснефть), Ильский НПЗ (КНГК-ИНПЗ), Славянский НПЗ (Славянск ЭКО) и Афипский НПЗ.
Причем большинство из них - независимые, не входящие в вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК), не имеющие собственной ресурсной базы и приобретающих сырье для переработки на внутреннем рынке.
Рыночные факторы и государственный вектор на обновление нефтеперерабатывающих мощностей стали мощным стимулом для модернизации НПЗ, в т.ч. независимых.
В 2019 г. Минэнерго РФ были заключены соглашения о модернизации НПЗ с рядом НПЗ, предусматривающие строительство установок вторичной переработки нефти на Славянском, Афипском и Ильском НПЗ.
Работы по модернизации и углублению переработки НПЗ Краснодарского края продолжают, несмотря на сложности с поставкой оборудования и последствия атак беспилотных летательных аппаратов (БПЛА):
- Славянский НПЗ в 2022-2023 гг. запустил в промышленную эксплуатацию блок изомеризации бензинов, блоки разделения и стабилизации нафты, установку производства битума и ряд др. установок. Это позволило начать продажи бензинов (как на экспорт, так и для внутреннего рынка), керосинов, битума. Идет строительство комбинированной установки производства высокооктановых бензинов (КУВБ), комбинированной установки депарафинизации и гидроочистки керосино-газойлевых и легких масляных фракций, что позволит увеличить производство высокооктановых бензинов, производить авиатопливо РТ и дизельное топливо Евро-5.
- Ильский НПЗ ведет работы по строительству комплекса производства автобензинов и ароматических углеводородов (КПААУ) и планирует строительство комплекса депарафинизации и гидроочистки дизельного топлива и установки производства серы. В целом реализация инвестпроекта «Комплекс производства моторных топлив» позволит производить моторные топлива для внутреннего рынка.
- Афипский НПЗ также инвестирует в повышение глубины переработки - на предприятии идет реализация проекта по строительству установки гидрокрекинга, что позволит практически полностью перерабатывать вакуумный газойль в дизельное топливо стандарта Евро-5,
Также выпуск моторных топлив класса 5 в соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза дает возможность балансировать между направлениями поставок, направляя бензин и дизельное топливо на внутренний рынок, в т.ч. в периоды пикового спроса. Это позволяет подстраивать экспортные потоки под требования регуляторов на тех или иных рынках сбыта.
В условиях внешнего давления на Россию, масштабной перестройки логистики, выросших затрат и сложностей с прохождением платежей, возможность оперативно реагировать на изменение ситуации становится конкурентным преимуществом для нефтепереработки.
Диверсификация по всем фронтам
При этом только диверсификацией направлений поставок эффект от проводимой модернизации и расширения продуктовой корзины в сторону светлых нефтепродуктов не ограничивается.Модернизация позволяет диверсифицировать источники поставок сырья, что особенно актуально для независимых НПЗ, маржинальность которых находится под давлением из-за роста цен на нефть на внутреннем рынке.
Независимые НПЗ на Юге России получают нефтяное сырье по нефтепроводам и ж/д-транспортом, что позволяет балансировать между поставщиками.
Еще одним источником сырья для НПЗ может быть чистый газовый конденсат, который имеет ряд преимуществ:
- высокое содержание фракций, выкипающих до 350°С (бензиновых, керосиновых, дизельных),
- отсутствие воды и углеводородов С1-С3,
- низкое содержание солей, асфальтосмолистых и парафинистых отложений, др. нежелательных примесей.
Использование газового конденсата в составе сырья для НПЗ в последние годы и так активно росло, но, в основном, речь шла о переработке вблизи регионов газодобычи на специализированных НПЗ или поставках газового конденсата на НПЗ в других регионах в составе смеси с сырой нефтью по системе магистральных нефтепроводов (МНП) Транснефти.
Также стали создаваться перерабатывающие мощности в экспортных портах, примером чего является комплекс по фракционированию и перевалке стабильного газового конденсата НОВАТЭКа в порту Усть-Луга, который позволяет производить легкую и тяжелую нафту, керосин, дизельную фракцию и мазут, экспортируя готовую продукцию морским транспортом.
В июне 2023 г. на заводе запущена установка гидрокрекинга тяжелого остатка, что позволило увеличить глубину переработки и выработку светлых нефтепродуктов с более высокой добавленной стоимостью.
Ожидаемо, что наиболее чувствительные к наличию доступного сырья независимые НПЗ также фокусируются на вовлечение в переработку газового конденсата. Это движение может быть взаимовыгодным как для переработчиков, так и для добывающих компаний.
Экспортные возможности для газового конденсата не настолько широки, как для сырой нефти.
Так, в чистом виде (не в составе смеси с сырой нефтью) газовый конденсат, в основном, пользуется спросом в крупные центры нефтепереработки, где он используется в качестве компонента для смешивания.
При этом экспортные поставки чистого газового конденсата сопряжены с логистическими сложностями:
- экспортные железнодорожные перевозки чистого газового конденсата в западном направлении заблокированы, а в восточном - осложнены из-за перегруженности Восточного полигона,
- морской экспорт чистого газового конденсата, в основном, осуществляется с проектов в Арктике,
- экспортные конденсатопроводы отсутствуют в принципе.
Однако сдача газового конденсата в систему МНП Транснефти и его смешение с сырой нефтью, нивелирует все его достоинства как сырья для нефтепереработки и нефтехимии.
Ориентация поставок чистого газового конденсата на внутренний рынок позволит избежать постоянно растущих затрат на логистику, вынужденного смешения с нефтью, сложностей с платежами и др.
Выстраивание внутренних цепочек поставок может потребовать достаточно продолжительного времени, но с учетом заинтересованности переработчиков, в т.ч. независимых НПЗ к газовому конденсату, это направление может быть привлекательно и для добычных компаний.
Здесь может встретится потребность российских НПЗ в сырье для увеличения доли светлых нефтепродуктов в общем объеме производства и перспективы реализации газового конденсата как самостоятельного вида сырья для его производителей.