USD 94.87

0

EUR 104.7424

0

Brent 81.1

+2.96

Природный газ 2.734

-0.1

5 мин
...

НПЗ Юга России в условиях масштабной перестройки логистики корректируют продуктовые корзины и потоки сырья

Модернизация предприятий позволяет диверсифицировать источники поставок сырья, что особенно актуально для независимых НПЗ, маржинальность которых находится под давлением из-за роста цен на нефть на внутреннем рынке.

НПЗ Юга России в условиях масштабной перестройки логистики корректируют продуктовые корзины и потоки сырья

Москва, 7 окт - ИА Neftegaz.RU. Возможность выпуска максимально диверсифицированной линейки нефтепродуктов позволяет российским нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ) гибко маневрировать в сложных рыночных условиях, балансируя между различными направлениями поставок нефтепродуктов. В этом смысле модернизация предприятий является одним из гарантов обеспечения этой гибкости, поэтому процесс не останавливается несмотря на все сложности. Также модернизация позволяет маневрировать потоками нефтяного сырья, вовлекая в переработку различные его виды, в т.ч. газовый конденсат. НПЗ на Юге России не остаются в стороне от этого процесса.

Южные НПЗ и их модернизация

Развитие нефтепереработки на Юге России во многом стимулируется их удачным географическим расположением. В регионе имеются крупные магистральные нефтепроводы, развита ж/д-инфраструктура, имеются крупные портовые перевалочные мощности.
Это дает возможности как диверсифицировать источники сырья, так и направления поставок, балансируя в зависимости от конъюнктуры между экспортом и внутренним рынком.

Неудивительно, что на Юге России сосредоточено 8 крупных нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ).
Только в Краснодарском крае действуют 4 НПЗ - РН-Туапсинский НПЗ (входит в Роснефть), Ильский НПЗ (КНГК-ИНПЗ), Славянский НПЗ (Славянск ЭКО) и Афипский НПЗ.

Причем большинство из них - независимые, не входящие в вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК), не имеющие собственной ресурсной базы и приобретающих сырье для переработки на внутреннем рынке.

Рыночные факторы и государственный вектор на обновление нефтеперерабатывающих мощностей стали мощным стимулом для модернизации НПЗ, в т.ч. независимых.

В 2019 г. Минэнерго РФ были заключены соглашения о модернизации НПЗ с рядом НПЗ, предусматривающие строительство установок вторичной переработки нефти на Славянском, Афипском и Ильском НПЗ.

Работы по модернизации и углублению переработки НПЗ Краснодарского края продолжают, несмотря на сложности с поставкой оборудования и последствия атак беспилотных летательных аппаратов (БПЛА):
  • Славянский НПЗ в 2022-2023 гг. запустил в промышленную эксплуатацию блок изомеризации бензинов, блоки разделения и стабилизации нафты, установку производства битума и ряд др. установок. Это позволило начать продажи бензинов (как на экспорт, так и для внутреннего рынка), керосинов, битума. Идет строительство комбинированной установки производства высокооктановых бензинов (КУВБ), комбинированной установки депарафинизации и гидроочистки керосино-газойлевых и легких масляных фракций, что позволит увеличить производство высокооктановых бензинов, производить авиатопливо РТ и дизельное топливо Евро-5.
  • Ильский НПЗ ведет работы по строительству комплекса производства автобензинов и ароматических углеводородов (КПААУ) и планирует строительство комплекса депарафинизации и гидроочистки дизельного топлива и установки производства серы. В целом реализация инвестпроекта «Комплекс производства моторных топлив» позволит производить моторные топлива для внутреннего рынка.
  • Афипский НПЗ также инвестирует в повышение глубины переработки - на предприятии идет реализация проекта по строительству установки гидрокрекинга, что позволит практически полностью перерабатывать вакуумный газойль в дизельное топливо стандарта Евро-5,
Результатом модернизации становится изменение продуктовой корзины НПЗ в сторону диверсификации и увеличения выпуска более маржинальных светлых нефтепродуктов, дают НПЗ гибкость при реализации нефтепродуктов.

Также выпуск моторных топлив класса 5 в соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза дает возможность балансировать между направлениями поставок, направляя бензин и дизельное топливо на внутренний рынок, в т.ч. в периоды пикового спроса. Это позволяет подстраивать экспортные потоки под требования регуляторов на тех или иных рынках сбыта.

В условиях внешнего давления на Россию, масштабной перестройки логистики, выросших затрат и сложностей с прохождением платежей, возможность оперативно реагировать на изменение ситуации становится конкурентным преимуществом для нефтепереработки.

Диверсификация по всем фронтам

При этом только диверсификацией направлений поставок эффект от проводимой модернизации и расширения продуктовой корзины в сторону светлых нефтепродуктов не ограничивается.

Модернизация позволяет диверсифицировать источники поставок сырья, что особенно актуально для независимых НПЗ, маржинальность которых находится под давлением из-за роста цен на нефть на внутреннем рынке.

Независимые НПЗ на Юге России получают нефтяное сырье по нефтепроводам и ж/д-транспортом, что позволяет балансировать между поставщиками.

Еще одним источником сырья для НПЗ может быть чистый газовый конденсат, который имеет ряд преимуществ:
  • высокое содержание фракций, выкипающих до 350°С (бензиновых, керосиновых, дизельных),
  • отсутствие воды и углеводородов С1-С3,
  • низкое содержание солей, асфальтосмолистых и парафинистых отложений, др. нежелательных примесей.
Поэтому расширение сырьевой базы путем вовлечения в переработку стабильного газового конденсата для получения моторных топлив сейчас становится все более актуальным.

Использование газового конденсата в составе сырья для НПЗ в последние годы и так активно росло, но, в основном, речь шла о переработке вблизи регионов газодобычи на специализированных НПЗ или поставках газового конденсата на НПЗ в других регионах в составе смеси с сырой нефтью по системе магистральных нефтепроводов (МНП) Транснефти.

Также стали создаваться перерабатывающие мощности в экспортных портах, примером чего является комплекс по фракционированию и перевалке стабильного газового конденсата НОВАТЭКа в порту Усть-Луга, который позволяет производить легкую и тяжелую нафту, керосин, дизельную фракцию и мазут, экспортируя готовую продукцию морским транспортом.

В июне 2023 г. на заводе запущена установка гидрокрекинга тяжелого остатка, что позволило увеличить глубину переработки и выработку светлых нефтепродуктов с более высокой добавленной стоимостью.

Ожидаемо, что наиболее чувствительные к наличию доступного сырья независимые НПЗ также фокусируются на вовлечение в переработку газового конденсата. Это движение может быть взаимовыгодным как для переработчиков, так и для добывающих компаний.

Экспортные возможности для газового конденсата не настолько широки, как для сырой нефти.
Так, в чистом виде (не в составе смеси с сырой нефтью) газовый конденсат, в основном, пользуется спросом в крупные центры нефтепереработки, где он используется в качестве компонента для смешивания.

При этом экспортные поставки чистого газового конденсата сопряжены с логистическими сложностями:
  • экспортные железнодорожные перевозки чистого газового конденсата в западном направлении заблокированы, а в восточном - осложнены из-за перегруженности Восточного полигона,
  • морской экспорт чистого газового конденсата, в основном, осуществляется с проектов в Арктике,
  • экспортные конденсатопроводы отсутствуют в принципе.
Поэтому основным путем сбыта газового конденсата являются смешанные потоки, как экспортные, так и внутренние, когда газовый конденсат в смеси с сырой нефтью транспортируется по системе магистральных нефтепроводов (МНП) Транснефти до конечных потребителей в России и за рубежом по пока еще открытой для российской нефти южной нитке МНП Дружба, МНП Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО) и ряду др. маршрутов, или до экспортных портов.

Однако сдача газового конденсата в систему МНП Транснефти и его смешение с сырой нефтью, нивелирует все его достоинства как сырья для нефтепереработки и нефтехимии.

Ориентация поставок чистого газового конденсата на внутренний рынок позволит избежать постоянно растущих затрат на логистику, вынужденного смешения с нефтью, сложностей с платежами и др.

Выстраивание внутренних цепочек поставок может потребовать достаточно продолжительного времени, но с учетом заинтересованности переработчиков, в т.ч. независимых НПЗ к газовому конденсату, это направление может быть привлекательно и для добычных компаний.

Здесь может встретится потребность российских НПЗ в сырье для увеличения доли светлых нефтепродуктов в общем объеме производства и перспективы реализации газового конденсата как самостоятельного вида сырья для его производителей.


Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram