Об этом говорится в письме статс-секретаря - замглавы Минфина А. Сазанова в Минэнерго, Минэкономразвития и ФНС от 4 сентября 2024 г., с которым ознакомились Известия.
Льготы смогут получить те компании, которые в период с 2020 по 2026 гг. инвестируют в объекты нефтепереработки более 50 млрд руб.
Ранее такой механизм поддержки уже был введен до 1 января 2031 г., поэтому новая мера продлит действующие льготы еще на 2 года.
Также для получения господдержки компании должны будут обеспечивать отпуск бензина АИ-92 и дизеля по стоимости, не превышающей среднеоптовые на 10% и 20% соответственно.
В пояснительной записке к законопроекту указано, что:
- объем налоговых послаблений может составить 210 млрд руб.;
- поправки разработаны в целях стабилизации условий работы нефтеперерабатывающей отрасли, в т.ч. по поставке на внутренний рынок моторных топлив.
Напомним, что в 2020 г. в России был введен механизм инвестиционной надбавки к обратному акцизу на нефтяное сырье (Кинв) сроком на 10 лет, который получают НПЗ, заключившие соглашение с Минэнерго России о модернизации и строительстве новых мощностей по производству топлива.
Всего Минэнерго РФ подписало инвестсоглашения с 21 НПЗ для модернизации и вводе в работу 50 установок вторичной переработки нефти на сумму порядка 1 трлн руб.
Изначально инвестсоглашения предполагали:
- инвестирование в НПЗ не менее 30 млрд руб. к 2024 г.;
- завершение модернизации производств к 2027 г.
В связи с этим в 2022 г. предельные сроки по инвестициям и вводу основных средств были сдвинуты - с 2024 г. на 2025 г. и с 2027 г. на 2029 г. соответственно.
В апреле 2024 г. Роснефть попросила правительство РФ о ряде льгот для нефтеперерабатывающей отрасли, в т.ч.:
- о продлении до 1 января 2033 г. срока действия инвестнадбавки к обратному акцизу,
- отмене приостановки получения инвестнадбавки с 2027 г., если компания не успела ввести установки в эксплуатацию, а также ряде других.
По данным Минфина, из бюджета по инвестнадбавке в 2022 и 2023 гг. выплатили свыше 106 млрд и 150 млрд руб. соответственно.
Применение этого механизма для новых проектов невозможно, т.к. срок заключения соглашений был ограничен 1 октября 2021 г.
29 июля 2024 г. Ъ со ссылкой на источники сообщил, что Минфин РФ не поддерживает предоставление господдержки для новых крупных проектов модернизации НПЗ.
Эксперты отмечают:
- с учетом санкций на поставку оборудования, изменения макроэкономических показателей и ограничения доступа к мировым рынкам необходимо сохранять стимулы для продолжения и увеличения инвестиций по глубокой переработке нефтяного сырья;
- сегодня розничные цены на топливо фактически находятся в режиме ручного управления со стороны властей, искусственно сдерживаются на уровне не выше инфляции;
- чтобы сохранить экономическую целесообразность переработки для нефтяных компаний, необходима система государственного стимулирования;
- отсутствие стимулов для глубокой переработки нефти в России создает кризисы и дефициты на топливном рынке;
- у нефтяных компаний есть различные льготы, включающие как снижение размеров налоговых выплат при добыче на определенных месторождениях, так и меры поддержки для модернизации предприятий;
- однако основной объем бюджетных средств нефтяники получают благодаря демпферу;
- предлагаемые Минфином меры поддержки носят ограниченный характер и задачу обеспечения стабильности нефтепереработки в долгосрочной перспективе не решают;
- необходимо возобновить заключение соглашений предприятий с Минэнерго для получения кинв;
- мера, предложенная Минфином, будет недостаточной для масштабного переоснащения производства, но все же она позволит решить ряд проблем для обеспечения стабильной работы НПЗ.
В рамках завершения налогового маневра, которое стартовало с 2018 г., налоговая нагрузка в нефтяном секторе начала переноситься с экспорта на внутренний рынок - экспортная пошлина по нефти и нефтепродуктам постепенно снижалась, что компенсировалось ростом налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
Фактически это означало, что российские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) оказались в тех же условиях, что и покупатели российской нефти за рубежом, а привлекательность поставок на внутренний рынок для НПЗ резко снизилась.
В период с 2018 г. на внутреннем топливном рынке в России прошла серия кризисов, первый из которых случился уже в 2019 г.
Для балансировки внутреннего рынка был введен демпфирующий механизм - налоговый вычет, который предоставляется НПЗ в случае, если экспортные цены превышают внутренние.
В 2024 г. налоговый маневр завершился с обнулением экспортных пошлин и ростом НДПИ, а демпфер стал единственным механизмом регулирования внутреннего топливного рынка (за исключением мер ручного регулирования, вроде запрета на экспорт).
Работает демпфер следующим образом:
- если экспортные цены на бензин и дизельное топливо превышает условные внутренние, то государство компенсирует производителям часть этой разницы,
- в противном случае нефтяные компании перечисляют часть прибыли в бюджет,
- демпфер обнуляется, если в среднем за месяц оптовые цены на бензин и дизтопливо превышают индикативные цены более чем на 10 и 20% соответственно (на 2024 г. индикативная цена бензина установлена в 58650 руб./т и 55000 руб./т для дизтоплива).
За 4 месяца 2024 г. выплаты увеличились в 1,7 раза и составили 626,1 млрд руб.