USD 100.0348

+0.09

EUR 105.7338

+0.27

Brent 73.79

+0.38

Природный газ 3.112

+0.13

4 мин
...

Правительство РФ готовит нефтяникам новые налоговые льготы на более чем 200 млрд руб.

Мера направлена на стимулирование роста объемов нефтепереработки российскими НПЗ.

Правительство РФ готовит нефтяникам новые налоговые льготы на более чем 200 млрд руб.

Москва, 25 сен - ИА Neftegaz.RU. Минфин России по поручению председателя правительства М. Мишустина подготовил законопроект о внесении изменений в ст. 200 ч. 2 Налогового кодекса, согласно которым нефтяники смогут получить снижение налоговых выплат (инвестиционную надбавку к обратному акцизу на нефть) в период с 2031 по 2032 гг.
Об этом говорится в письме статс-секретаря - замглавы Минфина А. Сазанова в Минэнерго, Минэкономразвития и ФНС от 4 сентября 2024 г., с которым ознакомились Известия.

Льготы смогут получить те компании, которые в период с 2020 по 2026 гг. инвестируют в объекты нефтепереработки более 50 млрд руб.
Ранее такой механизм поддержки уже был введен до 1 января 2031 г., поэтому новая мера продлит действующие льготы еще на 2 года.

Также для получения господдержки компании должны будут обеспечивать отпуск бензина АИ-92 и дизеля по стоимости, не превышающей среднеоптовые на 10% и 20% соответственно.

В пояснительной записке к законопроекту указано, что:
  • объем налоговых послаблений может составить 210 млрд руб.;
  • поправки разработаны в целях стабилизации условий работы нефтеперерабатывающей отрасли, в т.ч. по поставке на внутренний рынок моторных топлив.
Ранее сообщалось, что поддержку в виде инвестнадбавки получают те нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), которые заключили с Минэнерго РФ инвестсоглашения о вводе новых технологических установок глубокой переработки нефти.

Напомним, что в 2020 г. в России был введен механизм инвестиционной надбавки к обратному акцизу на нефтяное сырье (Кинв) сроком на 10 лет, который получают НПЗ, заключившие соглашение с Минэнерго России о модернизации и строительстве новых мощностей по производству топлива.
Всего Минэнерго РФ подписало инвестсоглашения с 21 НПЗ для модернизации и вводе в работу 50 установок вторичной переработки нефти на сумму порядка 1 трлн руб.

Изначально инвестсоглашения предполагали:
  • инвестирование в НПЗ не менее 30 млрд руб. к 2024 г.;
  • завершение модернизации производств к 2027 г.
Однако весной 2022 г. США и ЕС ввели санкции, которые ограничили российским компаниям доступ к западным технологиям нефтепереработки.
В связи с этим в 2022 г. предельные сроки по инвестициям и вводу основных средств были сдвинуты - с 2024 г. на 2025 г. и с 2027 г. на 2029 г. соответственно.

В апреле 2024 г. Роснефть попросила правительство РФ о ряде льгот для нефтеперерабатывающей отрасли, в т.ч.:
  • о продлении до 1 января 2033 г. срока действия инвестнадбавки к обратному акцизу,
  • отмене приостановки получения инвестнадбавки с 2027 г., если компания не успела ввести установки в эксплуатацию, а также ряде других.
На совещании 8 июня 2024 г. вице-премьер РФ А. Новак поручил Минфину и Минэнерго РФ подготовить изменения в Налоговый кодекс о продлении срока получения инвестнадбавки до 2033 г. и ее применении после начала 2027 г. при отсутствии введенных в эксплуатацию объектов основных средств, являющихся предметом инвестсоглашения.

По данным Минфина, из бюджета по инвестнадбавке в 2022 и 2023 гг. выплатили свыше 106 млрд и 150 млрд руб. соответственно.
Применение этого механизма для новых проектов невозможно, т.к. срок заключения соглашений был ограничен 1 октября 2021 г.

29 июля 2024 г. Ъ со ссылкой на источники сообщил, что Минфин РФ не поддерживает предоставление господдержки для новых крупных проектов модернизации НПЗ.

Эксперты отмечают:
  • с учетом санкций на поставку оборудования, изменения макроэкономических показателей и ограничения доступа к мировым рынкам необходимо сохранять стимулы для продолжения и увеличения инвестиций по глубокой переработке нефтяного сырья;
  • сегодня розничные цены на топливо фактически находятся в режиме ручного управления со стороны властей, искусственно сдерживаются на уровне не выше инфляции;
  • чтобы сохранить экономическую целесообразность переработки для нефтяных компаний, необходима система государственного стимулирования;
  • отсутствие стимулов для глубокой переработки нефти в России создает кризисы и дефициты на топливном рынке;
  • у нефтяных компаний есть различные льготы, включающие как снижение размеров налоговых выплат при добыче на определенных месторождениях, так и меры поддержки для модернизации предприятий;
  • однако основной объем бюджетных средств нефтяники получают благодаря демпферу;
  • предлагаемые Минфином меры поддержки носят ограниченный характер и задачу обеспечения стабильности нефтепереработки в долгосрочной перспективе не решают;
  • необходимо возобновить заключение соглашений предприятий с Минэнерго для получения кинв;
  • мера, предложенная Минфином, будет недостаточной для масштабного переоснащения производства, но все же она позволит решить ряд проблем для обеспечения стабильной работы НПЗ.
Демпфирующий механизм стал дополнением к финальному витку большого налогового маневра.
В рамках завершения налогового маневра, которое стартовало с 2018 г., налоговая нагрузка в нефтяном секторе начала переноситься с экспорта на внутренний рынок - экспортная пошлина по нефти и нефтепродуктам постепенно снижалась, что компенсировалось ростом налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Фактически это означало, что российские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) оказались в тех же условиях, что и покупатели российской нефти за рубежом, а привлекательность поставок на внутренний рынок для НПЗ резко снизилась.

В период с 2018 г. на внутреннем топливном рынке в России прошла серия кризисов, первый из которых случился уже в 2019 г.
Для балансировки внутреннего рынка был введен демпфирующий механизм - налоговый вычет, который предоставляется НПЗ в случае, если экспортные цены превышают внутренние.

В 2024 г. налоговый маневр завершился с обнулением экспортных пошлин и ростом НДПИ, а демпфер стал единственным механизмом регулирования внутреннего топливного рынка (за исключением мер ручного регулирования, вроде запрета на экспорт).

Работает демпфер следующим образом:
  • если экспортные цены на бензин и дизельное топливо превышает условные внутренние, то государство компенсирует производителям часть этой разницы,
  • в противном случае нефтяные компании перечисляют часть прибыли в бюджет,
  • демпфер обнуляется, если в среднем за месяц оптовые цены на бензин и дизтопливо превышают индикативные цены более чем на 10 и 20% соответственно (на 2024 г. индикативная цена бензина установлена в 58650 руб./т и 55000 руб./т для дизтоплива).
По итогам 2023 г. выплаты нефтяным компаниям по демпферу составили 1,589 трлн руб., что на 26,8% ниже, чем в 2022 г.
За 4 месяца 2024 г. выплаты увеличились в 1,7 раза и составили 626,1 млрд руб.


Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram