USD 88.6852

-1.02

EUR 96.3034

-0.79

Brent 84.22

+1.4

Природный газ 2.819

+0.02

, Обновлено 10:21
4 мин
...

ФАС начала анализ ценообразования на толуол, используемый как октанповышающая добавка к бензину

Толуол и бензин производятся из одних компонентов первичной переработки, поэтому концентрация на выпуске бензина приводит к сокращению производства ароматики и росту цен.

ФАС начала анализ ценообразования на толуол, используемый как октанповышающая добавка к бензину

Москва, 11 апр - ИА Neftegaz.RU. Правительство РФ поручило Минэнерго, Минпромторгу и Федеральной антимонопольной службе (ФАС) проанализировать ценообразование на компоненты высокооктанового бензина с целью выявления факторов необоснованного роста.
Об этом 11 апреля 2024 г. сообщил Ъ со ссылкой на протокол совещания у вице-премьера РФ А. Новака 2 апреля 2024 г.

Вопрос о толуоле

Одной из октанповышающих добавок, цены на которые сейчас изучают ведомства, является толуол (метилбензол).
Толуол и бензин производятся из одних компонентов первичной переработки на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ).
Риски ударов по НПЗ возросли после начала СВО РФ на Украине (см. за 10 апреля 2024 г.).
В марте 2024 г. в результате атак беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) ВСУ мощности нескольких НПЗ пострадали.
Подробности:
  • рост цен на компоненты бензина традиционен на фоне сезонного роста спроса на топливо, но в 2024 г. опасения дефицита бензина из-за внеплановых ремонтов на ряде НПЗ дополнительно разогрели рынок,
  • НПЗ сокращают выпуск ароматических углеводородов, перенаправляя прямогонное сырье на бензиновые установки, что уже привело к росту цен на толуол,
  • это касается не только толуола, но и всей ароматики, выпуск которой может пострадать на фоне концентрации усилий нефтяных компаний на выпуске бензина,
  • на данный момент реальной нехватки толуола нет,
  • инициатором проверки ценообразования на толуол была Татнефть,
  • ФАС начала анализ ценообразования на толуол и направила запросы нефтяным компаниям.
Толуол получают в процессе каталитического риформинга бензиновых фракций.
Используется толуол:
  • как сырье для получения бензола, бензойной кислоты, нитротолуола и других летучих веществ, что делает его одним из значимых видов сырья для химической промышленности,
  • в качестве растворителя,
  • в составе лаков и красок,
  • за счет высокого октанового числа (115,7 по исследовательскому методу) - как октанповышающую добавку.
По данным Neft Research, в 2023 г. производство толуола в России составило 320 тыс. т, потребление - 310 тыс. т, из которых 200 тыс. т ушли на смешение в бензины как компонент (средняя доля толуола в бензине - 0,5%).
Крупнейшие производители этой фракции - Омский НПЗ (60 тыс. т/год), Башнефть-Уфанефтехим, дочка Роснефти (90 тыс. т/год), Славнефть-ЯНОС (40 тыс. т/год), ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез (30 тыс. т/год) и Газпром нефтехим Салават (25 тыс. т/год).

В качестве октанповышающей добавки толуол применяется наряду с бензолом и ксилолом и, т.к. все 3 вещества относятся к простейшим ароматическим углеводородам, содержащий их бензин называют ароматическим.
Одновременно повышенное содержание ароматических углеводородов может приводить к увеличению склонности автомобильных бензинов к нагарообразованию, поэтому в чистом виде толуол как октаноповышающий компонент практически не используется.
Для снижения содержания ароматики в бензине применяется алкилат, который образуется из избыточных газов, образующихся при перегонке сырой нефти и крекинге нефти.
Основной добавкой для повышения октанового числа бензина является метилтретбутиловый эфир (МТБЭ), сырьем для которого служат метанол и изобутилен, получаемый дегидрированием изобутана, или извлекаемый из продуктов пиролиза.
Содержание МТБЭ в бензинах обычно не превышает 10%.

Другие странные предложения

В условиях вывода из строя ряда мощностей нефтепереработки в России и установки правительства на увеличение производство бензина появляется информация о других предложениях для сохранения стабильности на топливном рынке, некоторые из них выглядят странно.
Так, 9 апреля 2024 г. Reuters со ссылкой на 3 источника сообщил, что правительство РФ может временно понизить требования к качеству автомобильного бензина, разрешенного к обороту на внутреннем рынке, по отдельным показателям до стандарта Евро-3 (допускает содержание ароматики до 42%) вместо действующих для Евро-5 (до 35% ароматики).
Это может принести на внутренний рынок дополнительно 10%, или от 300-350 тыс. т/месяц бензина, что достаточно для удовлетворения растущего сезонного спроса.
Напомним, что с 2016 г. на российских рынках допускается выпуск в обращение бензина не ниже Евро-5 в соответствии с Техническим регламентом ЕАЭС (ТР ТС 013/2011).

По данным Reuters, правительство РФ рассматривает возможность снижения планки содержания некоторых добавок и этанола, содержание серы останется неизменным.
Ъ сообщает об обсуждении возможности снятия запрета на использование монометиланилина (ММА) в качестве октаноповышающей добавки.
Ранее ММА был одной из наиболее распространенной присадкой для производства топлива в России.
Запрет на ММА был введен в июле 2016 г. по решению Минэнерго РФ, которое указывало на его токсичность, негативное влияние на бензин и состояние агрегатов автомобиля, а также рост концентрации оксидов азота в отработавших газах.
Сомнительно, что предложение по ММА будет принято, поскольку, помимо указанных негативных факторов, для использования ММА нужна новая инфраструктура по его хранению и наливу.
Кроме того, это открывает дополнительные возможности для производителей «серого» топлива, на борьбу с которым Минфин затратил в последние 10 лет много сил.

Ситуация на топливном рынке

По разным оценкам, удары БПЛА по российским НПЗ вывело из строя от 7% до 15% нефтеперерабатывающих мощностей в России.
Аварийное приостановление первичных установок на ряде крупных НПЗ привело к снижению выпуска бензина в марте примерно на 7% относительно февральского уровня.

На заседании штаба по ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов, которое А. Новак провел 10 апреля, было озвучено, что по данным Минэнерго РФ, ситуация с обеспечением внутреннего рынка топливом остается стабильной.
А. Новак поручил нефтяным компаниям:
  • максимизировать поставки бензина и дизельного топлива на внутренний рынок и на биржевые торги;
  • активно загружать мощности НПЗ, высвобождающиеся в результате своевременного вывоза нефтепродуктов.
Получившие повреждения установки на НПЗ возвращаются в работу:
  • установка первичной переработки нефти ЭЛОУ АВТ-5 на Волгоградском НПЗ ЛУКОЙЛа, пострадавшая в результате атаки 4 февраля, уже 21 февраля было вновь запущено в эксплуатацию,
  • на Нижегородском НПЗ запуск установок АВТ-6 и каталитического крекинга планируется во 2м квартале 2024 г. после завершения весенних ремонтов.
Глава Минэнерго РФ Н. Шульгинов ранее говорил, что вывести ряд НПЗ из ремонтов планируется в апреле-мае, самое позднее - до начала июня.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram