Проблемы на Нижегородском НПЗ
ЛУКОЙЛ вскользь сообщал о проблемах на ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтезе:- 21 декабря 2023 г. - оперативно ликвидировано возгорание на технологической установке,
- 12 января 2024 г. - сообщил, что в связи с инцидентом на технологической установке ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтеза, ее работа временно остановлена:
- причина остановки - техническая неисправность оборудования,
- коротких замыканий и пожара не было,
- прикладываются усилия для восстановления производственного режима,
- в координации с другими компаниями ведется работа по удовлетворению потребностей внутреннего рынка за счет всех имеющихся ресурсов.
Заводчане сквозь зубы говорили, что вышло из строя компрессорное оборудование. Импортное.
Завесу тайны приоткрыл Ъ:
- инциденты в декабре и январе 2024 г. произошли на 1 установках каталитического крекинга, введенной в эксплуатацию в 2010 г.
- 26 декабря 2023 г. произошла поломка и на 2й установке каткрекинга, введенной в 2015 г.
Поломку на 2й установке каткрекинга тогда удалось запустить, но работает она на меньшей мощности.
Эти установки - ключевые для производства бензина, поэтому так важно их восстановить.
Напомним, что компрессор в установке каткрекинга используется для подачи воздуха низкого давления в регенераторы реакторных блоков и систему пневмотранспорта катализатора.
Заменить такое сложное оборудование невозможно в ближайшее время из-за западных санкций.
ЛУКОЙЛ хочет завершить ремонт на этой установке каткрекинга до весны 2024 г., до начала периода высокого спроса на бензин.
В РФ есть научно-исследовательский институт НИИтурбокомпрессор им В. Шнеппа - дочка ГМС.
НИИ активно занимается разработкой нового воздушного мультипликаторного центробежного компрессора ГЦМ5-2100/4,7 УХЛ4 производительностью 2100 м3/мин для установки каталитического крекинга.
Преимущества:
- эффективность - проточная часть имеет высокую производительность и энергоэффективность;
- безостановочный межремонтный пробег - не менее 3 лет;
- конструкция позволяет обеспечить легкий доступ к компонентам, что ускоряет и облегчает процесс обслуживания;
- основная установка - с приводом от паровой турбины, а резервная - с приводом от электродвигателя. Это обеспечит безостановочную работу при технических сбоях;
- компрессорные агрегаты основной и резервной установки унифицированы.
У ЛУКОЙЛа несколько вариантов:
- адаптировать отечественные компрессоры, работу можно начинать уже сейчас;
- окольными путями найти идентичный компрессор.
Санкционные и другие проблемы
Западные санкции в нефтепереработке до сих пор в основном приводили к увеличению сроков ППР на НПЗ или замедлению процесса модернизации.Наиболее ярким примером является затянувшийся ремонт Астраханского ГПЗ Газпрома, который в 2023 г. в течение нескольких месяцев не производил бензин.
Авария на Нижегородском НПЗ стала первым известным случаем, когда нехватка оборудования из-за санкций может привести к выпадению производства значительного объема высокооктанового топлива.
В 2022 г. Нижегородский НПЗ переработал около 15 млн т нефти, это примерно 5% от общей переработки в России.
Это один из крупнейших производителей бензина в России.
В среднем в 2023 г. НПЗ производил 410 тыс. т/месяц бензина, за 11 месяцев - 4,6 млн т.
ЛУКОЙЛ с 10 января 2024 г. остановил продажу бензина АИ-95 на бирже, что может объясняться желанием компании обеспечить топливом собственные АЗС.
Это провоцирует участников рынка запасаться топливом, что пока не представляет большой проблемы из-за сезонного снижения спроса.
Пока влияние на биржевые цены было незначительным.