В настоящее время идет подготовка реактора к установке.
Его ввод в эксплуатацию планируется на 2024 - 2025 гг.
Подготовка к транспортировке реактора
Mammoet Baltic было дано 20 дней на доставку, то есть до 25 августа 2023 г.Фактически, груз должен был доставляться с 5 по 18 августа 21023 г.
Задержка с преодолением 145 км маршрута была вызвана жарой в Литве.
Было небезопасно перевозить груз, когда асфальт нагревается до 36оС.
На определенном участке асфальт оказался слишком мягким.
Сильный дождь ухудшил состояние дорожного покрытия.
Впрочем, подготовка к транспортировке заняла у Mammoet около 4 лет.
Дело - то непростое.
14 августа 2023 г. груз застрял у деревеньки Эрленай - дожди сильно размыли гравийную дорогу.
Вы бы стали 2500 т груз везти по гравийной дороге?
А Mammoet - стал.
Когда груз застрял, подложили металлические листы, груз пошел, но случилась другая беда - туман.
Груз опять остановили.
Реактор для Орлен Летува:
- изготовлен в Италии и доставлен в Клайпедский государственный морской порт 1 августа 2023 г.;
- разгружен в порту на площадке компании Bega;
- из порта вывезен в ночь на 6 августа;
- общий вес с транспортными тележками - 2500 т (сам реактор - 1500 т) - это самый большой груз, когда -либо перевозимый в стране;
- длина - 100 м;
- ширина - 6,5 м;
- высота - 10,5 м.
Был местный градоначальник.
Подробности транспортировки:
- маршрут следования: Клайпедский, Кретингский, Скуодский и Мажейкяйский районы;
- средняя скорость - 3 км/час;
- запланированные остановки на специально оборудованных площадках для отдыха;
- по данным Energijos skyrstymooperatorius (ESO):
- 178 воздушных линий электропередачи (ВЛ) придется демонтировать во время грузоперевозки,
- ожидается до 10 часов отключения питания;
- для защиты коммуникаций, по улицам портового города уложены специальные листы, привезенные для этой цели из Нидерландов;
- на некоторых улицах временно вывесят светофоры - это одобрила Комиссия по безопасности дорожного движения г. Клайпеды;
- были расширены некоторые перекрестки, дороги, укреплена проезжие части, укреплены насыпи, реконструированы мосты;
- в случае повреждения дорог транспортная компания была обязана возместить убытки.
- реактор составляет основу инвестиций в глубокую переработку нефти;
- является ключевым элементом установки гидрокрекинга;
- новая установка значительно повышает рентабельность НПЗ в Мажейкяй, что делает компанию более независимой от меняющейся макроэкономической среды.
EBITDA завода увеличится примерно на 68 млн евро/год.
В настоящее время для производства ожидаемого объема топлива Орлен Летува перерабатывает до 10 млн т /год нефти.
После запуска установки гидрокрекинга можно будет получать аналогичный объем топлива при переработке 8 млн т/год сырой нефти.
Генподрядчик проекта - Petrofac International.
Petrofac подписала в апреле 2023 г. контракт на 80 млн евро с литовской Alvora, которая вместе c некой DS-1 проведет монтажно - сборочные работы, сварит более 100 км трубопроводов различного диаметра и др.
У Petrofac International 4 основных подрядчика, все - литовские компании, связанные условиями контракта о неразглашении.
Стоимость модернизации - сейчас около 970 млн евро, удорожание около 47%.
Источник фото Орлен
Мажейкяйский НПЗ
- является единственным нефтеперерабатывающим заводом в странах Балтии;
- предприятие обеспечивает поставки нефтепродуктов на рынки Литвы, Латвии, Эстонии, Польши, а также Украины;
- проектная мощность НПЗ составляет 10 млн т/год сырой нефти, фактическая - 8 млн т/год;
- изначально Мажейкяйский НПЗ был рассчитан на переработку российской нефти сорта Urals, поставляемой по магистральному нефтепроводу (МНП) Дружба;
- в условиях пандемии COVID-19 в 2020 г., когда объемы переработки упали, на НПЗ прошли успешные испытания работы с другими сортами нефти, в т.ч. казахстанской CPC Blend и североморской Brent;
- в октябре 2021 г. сообщалось, что Мажейкяйский НПЗ снизил долю перерабатываемой российской нефти со 100% до 70%.
Проект Bottom of the Barrel (BoB) предполагает строительство установки глубокой переработки нефти, что позволит:
- значительно сократить или отказаться от выпуска мазута,
- приблизиться по индексу технологической сложности Нельсона к лучшим в мире,
- выход высокорентабельных светлых нефтепродуктов вырастет с нынешних 73% до более чем 86%.
В июле 2021 г. ORLEN Lietuva подписала письмо о намерениях с Минэнерго Литвы в отношении инвестиций в проект.
Автор: П. Паршинова