Российские НПЗ снизили переработку в мае на 6% по сравнению с предыдущим месяцем
При этом в годовом сравнении переработка выросла примерно на 2%.
Об этом Ъ сообщил 30 мая 2023 г. со ссылкой на источники, знакомые со статистикой.
Объем нефтепереработки в Россия за 24 дня мая 2023 г. сократился на 6,4% относительно аналогичного периода апреля, до 715,3 тыс. т/сутки.
При этом в годовом сравнении переработка выросла примерно на 2%, поскольку в мае 2022 г. добыча нефти и экспорт нефтепродуктов из России резко упали на фоне отказа ряда западных трейдеров от поставок из России.
В мае НПЗ проходят пик ППР, в июне нефтеперерабатывающие предприятия могут начать наращивать производство.
Вице-премьер РФ А. Новак 27 апреля 2023 г. сообщал, что часть НПЗ в России встали на ремонт, по этой причине может быть небольшое снижение переработки.
А. Новак добавил, что в целом это никак не влияет на обеспечение внутреннего рынка, нефтепродуктов достаточно.
Однако в мае 2023 г. на оптовом рынке начался резкий рост цен на бензин.
ППР на НПЗ и сезонное увеличение спроса на топливо привели к резкому росту биржевых цен.
С начала 2023 г. стоимость АИ-92 и АИ-95 на СПбМТСБ выросла на 48%, в течение 2 недель цены на АИ-95 обновляли исторические максимумы.
Стоимость дизельного топлива выросла на 17%.
На прошлой неделе цены на бензин начали снижаться вслед за тем, как нефтяные компании увеличили объемы предложения на бирже по требованию Минэнерго.
Однако 29 мая оптовые цены снова пошли в рост.
Биржевая стоимость АИ-92 и АИ-95 выросла на 0,8% и 0,5%, до 52,7 тыс. руб./т и 60,1 тыс. руб./т соответственно.
Также рост биржевых цен на бензин был спровоцирован ожиданиями очередной корректировки демпферных выплаты НПЗ.
Последний раз демпфер корректировался с 1 апреля 2023 г. - ценовой дифференциал для расчета демпфера на бензин был повышен со 146 долл. США/т до 182,5 долл. США/т (или с 20 долл. США/барр. до 25 долл. США/барр.), а также введен ценовой дифференциал при расчете демпфера по дизельному топливу в размере 73 долл. США/т (или 10 долл. США/барр.).
В апреле 2023 г. Минфин предложил сократить топливный демпфер в 2 раза за период с июля 2023 г. по июль 2024 г., что позволит бюджету сэкономить 30 млрд руб./мес., однако неизвестно, успеет ли правительство внести это предложение в Госдуму в весеннюю сессию.
Глава Минфина РФ А. Силуанов пояснял, что корректировка не должна привести к неконтролируемому росту цен на топливо на внутреннем рынке.
Минэнерго РФ заявило, что не ожидает роста розничных цен на топливо выше инфляции при скорректированном демпфере.
23 мая 2023 г. Reuters со ссылкой на источники сообщил, что правительство РФ рассматривает возможность введения запрета на экспорт бензина, что должно предотвратить дефицит топлива на внутреннем рынке и рост цен.
В качестве еще одной меры называлось увеличение норматива биржевых продаж бензина.
Минэнерго РФ пояснило, что не рассматривает вопрос запрета экспорта бензина, речь может идти о потенциальном его ограничении.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) сообщила, что готова эту инициативу поддержать, если она поступит.
Также ФАС предлагает увеличить норматив биржевых продаж бензина с 12% до 15% от производства.
Ряд экспертов при этом отмечает, что рост оптовых цен на топливо уже привел к снижению рентабельности продаж товара на АЗС до околонулевых значений.
Так, по данным Петромаркета, чистая маржа торговли АИ-92 и АИ-95 составляет 0,3 руб./л и 0,6 руб./л соответственно.
Также отмечается небольшой рост цен на автомобильных заправочных станциях (АЗС).
По данным Московской топливной ассоциации (МТА), средние цены на бензин АИ-95 и АИ-92 на АЗС г. Москвы за неделю с 22 по 29 мая 2023 г. выросли на 10 коп., до 48,48 руб./л и 53,78 руб./л соответственно.
Также допускается возможность того, что из-за предлагаемой корректировки демпфера ухудшится рентабельности нефтепереработки, в связи с чем нефтяные компании станут увеличивать экспорт нефти.