USD 102.5761

+1.9

EUR 107.4252

+1.35

Brent 75.17

+0.14

Природный газ 3.122

-0.01

3 мин
...

Маржинальность НПЗ в мире резко упала. Виновата Россия?

Маржинальность НПЗ снижается под влиянием ряда факторов, продолжающийся российский экспорт - лишь один из них.

Маржинальность НПЗ в мире резко упала. Виновата Россия?

Москва, 26 апр - ИА Neftegaz.RU. Прибыльность нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) в мире упала из-за того, что экспорт недорогой российской нефти продолжается несмотря на санкции.
Об этом 25 апреля 2023 г. написал Reuters.

С февраля 2023 г. маржа на дизельное топливо в мире уменьшилась примерно в 2 раза, что отразилось на прибыли нефтеперерабатывающих компаний.
Основную причину такой динамики издание видит в том, что российский экспорт продолжается, несмотря на санкции.
Ожидалось, что западные санкции и потолок цен на российскую нефть и нефтепродукты, введенные в декабре 2022 г. и феврале 2023 г., приведут к сокращению поставок нефти по всему миру.
Однако Россия продолжает поставлять недорогую нефть, что позволяет ее крупнейшим клиентам - Индии и Китаю - увеличивать объемы переработки и экспорта.
Кроме того, российские нефтепродукты в больших объемах отправляются в нефтяные хабы для хранения и реэкспорта по всему миру.

Одновременно Reuters приводит еще ряд факторов, влияющих на маржинальность переработки в различных регионах мира и в зависимости от видов нефтепродуктов.
Такой подход логичен, поскольку рынок нефтепродуктов по сравнению с рынком нефти является гораздо более сегментированным.
В частности, отмечаются следующие факторы.
  • Прибыль от переработки барреля нефти сорта Brent на типичном европейском НПЗ упала примерно на 71% до самого низкого уровня с января 2022 г. до 3,56 долл. США/барр. в апреле, в то время как рентабельность переработки в Азии снизилась примерно на 57% до 2,54 долл. США/барр.
  • Эталонная биржевая рентабельность производства дизельного топлива в Европе на прошлой неделе опустилась до самого низкого уровня с февраля 2022 г. - порядка 13,70 долл. США/барр., под давлением высоких объемов импорта и перезапуска французских НПЗ после забастовок.
  • Эталонная маржа производства бензина в Европе находится под давлением из-за резкого падения спроса на грузы с ключевых рынков в Западной Африке, даже несмотря на то, что экспорт на трансатлантическом маршруте восстанавливается по сравнению с прошлым месяцем. Данные Refinitiv показали, что в апреле поставки из Северо-Западной Европы по 2 маршрутам составили 1,27 млн ​​т по сравнению с 1,79 млн т в марте, и значительно меньше 1,84 млн тонн, экспортированных за то же время в 2022 г. Россия увеличила отгрузки моторного топлива в африканские страны, но сказалось также вступление в силу в Нидерландах с 1 апреля 2023 г. новых стандартов на топливные смеси.
  • Маржа производства дизельного топлива в Азии в апреле 2023 г. упала на 31% до самого низкого уровня с января 2022 г. и составила около 14 долл. США/барр. на прошлой неделе из-за высоких запасов и того, что арбитражное окно в Европу было закрыто на несколько месяцев.
  • Индийская Reliance Industries, оператор крупнейшего в мире нефтеперерабатывающего комплекса, в отчете о прибылях и убытках сообщила, что маржа производства газойля снизилась, поскольку поставки российского дизельного топлива остаются стабильными, а необычно теплая зима в Европе привела к накоплению запасов. Спрос на газойль для замены природного газа в производстве электроэнергии также упал после того, как спотовые цены на сжиженный природный газ (СПГ) снизились с рекордно высокого уровня.
  • На Ближнем Востоке и в Китае в 2023 г. будет введено в эксплуатацию несколько новых нефтеперерабатывающих комплексов, увеличение производства нефтепродуктов на экспорт на этих НПЗ и еще больше снизят маржу нефтепереработки.
  • В США наблюдается низкий спрос на дистилляты, что стало результатом макроэкономических факторов, включая снижение промышленного производства. При этом маржа производства бензина стабильна в преддверии летнего автомобильного сезона и низких запасов. В целом это поддерживает общую маржу переработки по сравнению с нефтью WTI на уровне около 21 долл. США/барр., согласно данным Refinitiv.

Описывая ситуацию с маржинальности нефтепереработки, Reuters не отмечает, что в 2022 г. мировая маржа НПЗ резко выросла.
Во многом это было обусловлено геополитическими событиями, снижением предложения нефтепродуктов ввиду ремонтов на НПЗ и др. факторов, сокращением экспорта из Китая из-за коронавирусных ограничений.
Эта тенденция обозначилась еще в 1м квартале 2022 г., во 2м квартале маржа переработки достигла рекордных уровней, в 3-5 раз выше, чем в среднем за 5 лет.
Таким образом, текущая динамика маржи НПЗ связана с эффектом высокой базы.
Также вызывает вопросы и тезис о дешевизне российской нефти.
Выстраивание альтернативных логистических маршрутов, использование теневого флота танкеров и других посредников в торговле российской нефтью и нефтепродуктами делает рынок непрозрачным и затрудняет оценку реальной цены российского нефтяного экспорта.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram