Об этом сообщила пресс-служба главы региона.
Ранее сообщалось, что предприятие не могло воспользоваться железнодорожными путями между заводом и станцией в селе Табашино, которые предназначены для доставки нефти и вывоза нефтепродуктов.
Железнодорожные пути находятся в собственности другой компании.
Закрытие железнодорожных путей необщего пользования привело к приостановке деятельности Марийского НПЗ.
Глава Марий Эл А. Евстифеев добавил, что:
- достигнутые на данный момент договоренности между НПЗ и Поволжской железнодорожной компанией важно оформить юридически на более длительный срок,
- сохранить для предприятия приемлемые условия по тарифам на транспортные расходы,
- обеспечить бесперебойную работу завода,
- приостановление деятельности системообразующего предприятия республики грозит не только снижением налоговых поступлений в бюджет, но также несет риски по выплатам заработной платы работникам, численность которых составляет 538 чел.,
- это основание позволило мне обратиться к прокурору республики, потому что контроль своевременной выплаты заработной платы - юрисдикция территориального прокурора,
- после этого продолжилась переписка с привлечением к рассмотрению этого вопроса антимонопольной службы,
- спустя 3 дня поступило еще одно письмо в мой адрес от директора завода, где сказано, что гражданско-правовые отношения не формируются.
Фактическая мощность переработки Марийского НПЗ составляет более 1,6 млн т нефти/год с возможностью выпуска более 10 видов нефтепродуктов.
Из вторичных процессов на предприятии есть только вакуумная перегонка мазута, поэтому завод выпускает только нафту (прямогонный бензин), технический керосин, средние дистиллятные топлива, гудрон и мазут, т.е. низкомаржинальные продукты по сравнению с товарным автобензином и дизельным топливом.
Нафта реализуется НПЗ как сырье для нефтехимии в объеме, превышающем 10% от переработанного сырья, что дает заводу право получать возвратный акциз на нефть.
В июле 2020 г. арбитражный суд Республики Марий Эл признал Мариский НПЗ банкротом.
Процедуру весной 2019 г. инициировал Финойл.
В качестве 3го лица был привлечен МКБ.
В январе 2020 г. суд прекратил рассмотрение дела из-за отказа Финойла от заявленных требований.
Тем не менее МКБ:
- заявил о вступлении в дело о банкротстве НПЗ;
- попросил включить в реестр требований 176,5 млн руб. по кредитному договору и 2,599 млрд руб. по договору
- поручительства, потом сумма уточнялась.
В ноябре 2019 г. актив перешел от УК Марийский НПЗ к структуре Долговой центр (до 2018 г. Долговой центр МКБ), которая на сегодняшний день принадлежит Bodmin Group Ltd с Британских Виргинских островов.
Однако, по данным ЕГРЮЛ, с февраля 2020 г. его владельцами являются Долговой центр (0,01%) и Волжские нефтепродукты (99,99%).
В ЕГРЮЛ говорится, что собственники приняли решение о ликвидации предприятия.
Соответствующее уведомление 8 июля 2020 г. поступило в ЕГРЮЛ.
До этой истории Марийский НПЗ контролировался группой Новый Поток сидящего ныне Д. Мазурова.
НПЗ был построен в 1998 г. в Оршанском районе республики Марий Эл.
В 2016 г. ВТБ продал доставшийся ему за долги Марийский НПЗ структурам Д. Мазурова.
Из-за нехватки финансирования поставки нефти Марийскому НПЗ в течение 2019 г. то прерывались, то возобновлялись.
Сейчас Новый Поток лишился основных активов, в т.ч. Антипинский НПЗ в мае 2019 г. был взыскан Сбербанком как залог по кредиту, а контрольный пакет Афипского НПЗ приобрела САФМАР М. Гуцериева.
В сентябре 2020 г. Девятый арбитражный апелляционный суд оставил без изменения решение нижестоящего суда, взыскавшего по искуБалтсетьстроя более 39,3 млн долл. США (более 2,9 млрд руб.) с Марийского НПЗ.
В настоящее время предприятие вряд ли можно назвать привлекательным активом.
Завод проигрывает крупным НПЗ за счет:
- относительно высоких издержек в расчете на 1 т сырья;
- с июля 2020 г. переработка сырья на Марийском НПЗ стабильно убыточна даже при том, что завод получает возвратный акциз и производит неподакцизные средние дистиллятные топлива, реализуемые в качестве суррогатов дизтоплива по высоким ценам;
- завод расположен в профицитном Поволжье, где рынок давно поделен между крупными НПЗ с развитой сбытовой сетью.