4 мин
...

Марийский НПЗ вынужденно приостановил работу

Убытки, которые несет предприятие из-за ненадлежащего исполнения своих обязательств перед заказчиками, оцениваются не менее чем в 1,4 млрд руб. ежемесячно

Марийский НПЗ вынужденно приостановил работу

Москва, 18 мар - ИА Neftegaz.RU. С 14 марта 2022 г. Марийский нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) приостановил производство нефтепродуктов из-за переполнения резервуаров предприятия для приема и хранения продукции.
Об этом сообщила пресс-служба завода.

Технологические установки по переработке нефти и перегонки мазута остановлены и переведены на холодную циркуляцию.
В пресс-службе предприятия рассказали, что отсутствие свободного места в резервуарах предприятия обусловлено действиями компании Урал Логистика, владеющей железнодорожными путями необщего пользования протяженностью 4 476 м между Марийским НПЗ и станцией в с. Табашино, а также Поволжской железнодорожной компании, которой переданы спорные жд пути в аренду.

Тезисы Марийского НПЗ:
  • Урал Логистика с сентября 2020 г. является собственником указанными железнодорожными путями необщего пользования;
  • с апреля 2021 г. Урал Логистика и Поволжская железнодорожная компания препятствуют деятельности Марийского НПЗ, саботируют деятельность предприятия закрытием железнодорожных путей посредством блокировки стрелочного механизма;
  • в 2021 г. по иску Марийского НПЗ Арбитражным судом Республики Марий Эл приняты меры по обеспечению иска в виде запрета Урал Логистике и иным лицам совершать действия по препятствованию в пользовании для доставки на производственную площадку МНПЗ нефти и вывоза нефтепродуктов;
  • несмотря на наложенные судом обеспечительные меры компании продолжают искать поводы по препятствованию деятельности Марийского НПЗ под разными предлогами отказываясь заключать договоры на пользование путей и предоставление вагонов.
Очередное обострение ситуации в конце февраля - начале марта 2022 г. стало предметом рассмотрения совещания у начальника Горьковской железной дороги С. Дорофеевского, прошедшее 04 марта 2022 г.

Помимо сторон спора (Марийский НПЗ, Поволжская железнодорожная компания, Урал Логистика) на совещании также присутствовало руководство Горьковской железной дороги (филиал РЖД) и С. Крылов, министр промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл.
Однако, со слов предприятия, все выработанные на этом совещания решения в настоящее время саботируются.

В настоящее время:
  • убытки, которые несет Марийский НПЗ из-за ненадлежащего исполнения своих обязательств перед заказчиками, оцениваются не менее чем в 1,4 млрд руб. ежемесячно нарастающим итогом;
  • простой предприятия в режиме консервации обходится в 700 тыс. руб./сутки, а полная консервация в соответствии с требованиями федерального законодательства обойдется в 1,05 млрд руб.;
  • полная консервация предприятия означает увольнение более 590 работников, что существенно обострит и без того непростую в текущей геополитической ситуации социально-экономическую ситуацию в Республике Марий Эл;
  • в резервуарах предприятия находится более 44 тыс. т нефтепродуктов;
  • во время длительного хранения такого объема нефтепродуктов в резервуарах, без отгрузки, с учетом перепадов температуры окружающего воздуха возникает угроза возникновения чрезвычайной ситуации техногенного характера.
Тезисы директора Марийского НПЗ А. Семенова:
  • в настоящее время мы подготовили обращения к Главе Республике Марий Эл, в Минэнерго России, в Прокуратуру России, в ФСБ c просьбой вмешаться в ситуацию и провести проверку в отношении действий руководства Урал Логистики и Поволжской железнодорожной компании вплоть до возбуждения уголовного дела;
  • только быстрая реакция органов власти, в т.ч. надзорных и правоохранительных органов может сдвинут ситуацию с мертвой точки и исключить наступление критических необратимых последствий.
Напомним, что Марийский НПЗ является градообразующим предприятием и одним из основных источников рабочих мест в Республики Марий Эл.
Фактическая мощность переработки Марийского НПЗ составляет более 1,6 млн т нефти/год с возможностью выпуска более 10 видов нефтепродуктов.

Из вторичных процессов на предприятии есть только вакуумная перегонка мазута, поэтому завод выпускает только нафту (прямогонный бензин), технический керосин, средние дистиллятные топлива, гудрон и мазут, т.е. низкомаржинальные продукты по сравнению с товарным автобензином и дизельным топливом.
Нафта реализуется НПЗ как сырье для нефтехимии в объеме, превышающем 10% от переработанного сырья, что дает заводу право получать возвратный акциз на нефть.

В июле 2020 г. арбитражный суд Республики Марий Эл признал Мариский НПЗ банкротом.
Процедуру весной 2019 г. инициировал Финойл.
В качестве 3го лица был привлечен МКБ.

В январе 2020 г. суд прекратил рассмотрение дела из-за отказа Финойла от заявленных требований.
Тем не менее МКБ:
  • заявил о вступлении в дело о банкротстве НПЗ;
  • попросил включить в реестр требований 176,5 млн руб. по кредитному договору и 2,599 млрд руб. по договору поручительства, потом сумма уточнялась.
Кредиторы Промсвязьбанк и Трансойл, участвующие в деле, заявляли об аффилированности МКБ и Финойла.

В ноябре 2019 г. актив перешел от УК Марийский НПЗ к структуре Долговой центр (до 2018 г. Долговой центр МКБ), которая на сегодняшний день принадлежит Bodmin Group Ltd с Британских Виргинских островов.
Однако, по данным ЕГРЮЛ, с февраля 2020 г. его владельцами являются Долговой центр (0,01%) и Волжские нефтепродукты (99,99%).
В ЕГРЮЛ говорится, что собственники приняли решение о ликвидации предприятия.
Соответствующее уведомление 8 июля 2020 г. поступило в ЕГРЮЛ.

До этой истории Марийский НПЗ контролировался группой Новый Поток сидящего ныне Д. Мазурова.
НПЗ был построен в 1998 г. в Оршанском районе республики Марий Эл.
В 2016 г. ВТБ продал доставшийся ему за долги Марийский НПЗ структурам Д. Мазурова.
Из-за нехватки финансирования поставки нефти Марийскому НПЗ в течение 2019 г. то прерывались, то возобновлялись.

Сейчас Новый Поток лишился основных активов, в т.ч. Антипинский НПЗ в мае 2019 г. был взыскан Сбербанком как залог по кредиту, а контрольный пакет Афипского НПЗ приобрела САФМАР М. Гуцериева.

В сентябре 2020 г. Девятый арбитражный апелляционный суд оставил без изменения решение нижестоящего суда, взыскавшего по искуБалтсетьстроя более 39,3 млн долл. США (более 2,9 млрд руб.) с Марийского НПЗ.

В настоящее время предприятие вряд ли можно назвать привлекательным активом.
Завод проигрывает крупным НПЗ за счет:
  • относительно высоких издержек в расчете на 1 т сырья;
  • с июля 2020 г. переработка сырья на Марийском НПЗ стабильно убыточна даже при том, что завод получает возвратный акциз и производит неподакцизные средние дистиллятные топлива, реализуемые в качестве суррогатов дизтоплива по высоким ценам;
  • завод расположен в профицитном Поволжье, где рынок давно поделен между крупными НПЗ с развитой сбытовой сетью.

Автор:

Источник : Neftegaz.RU


Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram
Новости СМИ2




Подпишитесь на общую рассылку

лучших материалов Neftegaz.RU

* Неверный адрес электронной почты

Нажимая кнопку «Подписаться» я принимаю «Соглашение об обработке персональных данных»