Об этом сообщила пресс-служба завода.
Технологические установки по переработке нефти и перегонки мазута остановлены и переведены на холодную циркуляцию.
В пресс-службе предприятия рассказали, что отсутствие свободного места в резервуарах предприятия обусловлено действиями компании Урал Логистика, владеющей железнодорожными путями необщего пользования протяженностью 4 476 м между Марийским НПЗ и станцией в с. Табашино, а также Поволжской железнодорожной компании, которой переданы спорные жд пути в аренду.
Тезисы Марийского НПЗ:
- Урал Логистика с сентября 2020 г. является собственником указанными железнодорожными путями необщего пользования;
- с апреля 2021 г. Урал Логистика и Поволжская железнодорожная компания препятствуют деятельности Марийского НПЗ, саботируют деятельность предприятия закрытием железнодорожных путей посредством блокировки стрелочного механизма;
- в 2021 г. по иску Марийского НПЗ Арбитражным судом Республики Марий Эл приняты меры по обеспечению иска в виде запрета Урал Логистике и иным лицам совершать действия по препятствованию в пользовании для доставки на производственную площадку МНПЗ нефти и вывоза нефтепродуктов;
- несмотря на наложенные судом обеспечительные меры компании продолжают искать поводы по препятствованию деятельности Марийского НПЗ под разными предлогами отказываясь заключать договоры на пользование путей и предоставление вагонов.
Помимо сторон спора (Марийский НПЗ, Поволжская железнодорожная компания, Урал Логистика) на совещании также присутствовало руководство Горьковской железной дороги (филиал РЖД) и С. Крылов, министр промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл.
Однако, со слов предприятия, все выработанные на этом совещания решения в настоящее время саботируются.
В настоящее время:
- убытки, которые несет Марийский НПЗ из-за ненадлежащего исполнения своих обязательств перед заказчиками, оцениваются не менее чем в 1,4 млрд руб. ежемесячно нарастающим итогом;
- простой предприятия в режиме консервации обходится в 700 тыс. руб./сутки, а полная консервация в соответствии с требованиями федерального законодательства обойдется в 1,05 млрд руб.;
- полная консервация предприятия означает увольнение более 590 работников, что существенно обострит и без того непростую в текущей геополитической ситуации социально-экономическую ситуацию в Республике Марий Эл;
- в резервуарах предприятия находится более 44 тыс. т нефтепродуктов;
- во время длительного хранения такого объема нефтепродуктов в резервуарах, без отгрузки, с учетом перепадов температуры окружающего воздуха возникает угроза возникновения чрезвычайной ситуации техногенного характера.
- в настоящее время мы подготовили обращения к Главе Республике Марий Эл, в Минэнерго России, в Прокуратуру России, в ФСБ c просьбой вмешаться в ситуацию и провести проверку в отношении действий руководства Урал Логистики и Поволжской железнодорожной компании вплоть до возбуждения уголовного дела;
- только быстрая реакция органов власти, в т.ч. надзорных и правоохранительных органов может сдвинут ситуацию с мертвой точки и исключить наступление критических необратимых последствий.
Фактическая мощность переработки Марийского НПЗ составляет более 1,6 млн т нефти/год с возможностью выпуска более 10 видов нефтепродуктов.
Из вторичных процессов на предприятии есть только вакуумная перегонка мазута, поэтому завод выпускает только нафту (прямогонный бензин), технический керосин, средние дистиллятные топлива, гудрон и мазут, т.е. низкомаржинальные продукты по сравнению с товарным автобензином и дизельным топливом.
Нафта реализуется НПЗ как сырье для нефтехимии в объеме, превышающем 10% от переработанного сырья, что дает заводу право получать возвратный акциз на нефть.
В июле 2020 г. арбитражный суд Республики Марий Эл признал Мариский НПЗ банкротом.
Процедуру весной 2019 г. инициировал Финойл.
В качестве 3го лица был привлечен МКБ.
В январе 2020 г. суд прекратил рассмотрение дела из-за отказа Финойла от заявленных требований.
Тем не менее МКБ:
- заявил о вступлении в дело о банкротстве НПЗ;
- попросил включить в реестр требований 176,5 млн руб. по кредитному договору и 2,599 млрд руб. по договору поручительства, потом сумма уточнялась.
В ноябре 2019 г. актив перешел от УК Марийский НПЗ к структуре Долговой центр (до 2018 г. Долговой центр МКБ), которая на сегодняшний день принадлежит Bodmin Group Ltd с Британских Виргинских островов.
Однако, по данным ЕГРЮЛ, с февраля 2020 г. его владельцами являются Долговой центр (0,01%) и Волжские нефтепродукты (99,99%).
В ЕГРЮЛ говорится, что собственники приняли решение о ликвидации предприятия.
Соответствующее уведомление 8 июля 2020 г. поступило в ЕГРЮЛ.
До этой истории Марийский НПЗ контролировался группой Новый Поток сидящего ныне Д. Мазурова.
НПЗ был построен в 1998 г. в Оршанском районе республики Марий Эл.
В 2016 г. ВТБ продал доставшийся ему за долги Марийский НПЗ структурам Д. Мазурова.
Из-за нехватки финансирования поставки нефти Марийскому НПЗ в течение 2019 г. то прерывались, то возобновлялись.
Сейчас Новый Поток лишился основных активов, в т.ч. Антипинский НПЗ в мае 2019 г. был взыскан Сбербанком как залог по кредиту, а контрольный пакет Афипского НПЗ приобрела САФМАР М. Гуцериева.
В сентябре 2020 г. Девятый арбитражный апелляционный суд оставил без изменения решение нижестоящего суда, взыскавшего по искуБалтсетьстроя более 39,3 млн долл. США (более 2,9 млрд руб.) с Марийского НПЗ.
В настоящее время предприятие вряд ли можно назвать привлекательным активом.
Завод проигрывает крупным НПЗ за счет:
- относительно высоких издержек в расчете на 1 т сырья;
- с июля 2020 г. переработка сырья на Марийском НПЗ стабильно убыточна даже при том, что завод получает возвратный акциз и производит неподакцизные средние дистиллятные топлива, реализуемые в качестве суррогатов дизтоплива по высоким ценам;
- завод расположен в профицитном Поволжье, где рынок давно поделен между крупными НПЗ с развитой сбытовой сетью.