USD 71.6797

0

EUR 87.3274

0

BRENT 72.59

0

AИ-92 45.65

0

AИ-95 49.47

0

AИ-98 55.42

+0.01

ДТ 49.74

-0.01

3 мин
4605

Российские НПЗ могут столкнуться с проблемами из-за сужения рынков сбыта в Европе

Российские НПЗ могут столкнуться с проблемами из-за сужения рынков сбыта в Европе

Москва, 31 мая - ИА Neftegaz.RU. Российская нефтеперерабатывающая отрасль может столкнуться с проблемой сбыта топлива после модернизации нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) на фоне сокращения спроса в Европе.
Об этом 31 мая 2021 г. сообщил Ъ со ссылкой на данные KPMG.

Европа является основным рынком сбыта для российских светлых нефтепродуктов.
Так, на данный момент около 50% из 80 млн т/год производимого в России дизельного топлива экспортируется, в основном в европейские страны.
KPMG ожидает, что к 2030 г. по мере реализации энергоперехода и распространения электромобилей, европейские потребители сократят использование дизельного топлива, что создаст проблемы для российских НПЗ с рынками сбыта.

При этом НПЗ в России продолжают модернизацию в соответствии с соглашениями с Минэнерго РФ до 2030 г., в обмен получая субсидии в виде повышенного обратного акциза на нефть.
В результате модернизации при сохранении объемов переработки в РФ на уровне 300 млн т/год выпуск дизельного топлива к 2030 г. составит около 110-120 млн т.
При этом российский рынок сможет вместить не более 40-50 млн т/год, а оставшиеся 60-70 млн т/год будут ориентированы на экспорт.
Часть дизельного топлива может уйти на бункеровку в качестве замены мазуту, однако это не позволит полностью решить проблему сужения экспортного рынка в Европе.
Объем профицита топлива KPMG оценивает в 20-30 млн т/год, поиск рынка сбыта для которых может составить серьезную проблему, учитывая развитие нефтепереработки в Азиатско-Тихоокеанском регионе и на Ближнем Востоке.
Возможен поиск новых рынков в странах дальнего зарубежья, где экономика поставок будет определяться транспортными дифференциалами.
В качестве альтернативы рассматриваются новые ниши использования дизельного топлива в авиации, генерации и нефтехимических производствах.

По бензину профицит ожидается в меньшем масштабе, да и с экспортными рынками сбыта ситуация будет проще.
Производство бензина к 2030 г. в России составит около 45 млн т/год.
Ожидаемый профицит KPMG оценивает в 5-7 млн т/год, которые будут экспортироваться в соседние страны, прежде всего в Центральную Азию.

Напомним, что в 2020 г. производство автобензина в России сократилось на 4,5% по сравнению с 2019 г. и составило 38,4 млн т.
Производство дизельного топлива сократилось на 0,5%, до 70 млн т.
В мае 2021 г. правительство РФ утвердило разработанные Минэнерго РФ генеральные схемы развития нефтяной и газовой отраслей промышленности, рассчитанные на период до 2035 г.
Говоря о задачах, которые предстоит решить в рамках данных документов, премьер-министр РФ М. Мишустин отметил, что уже к 2030 г. необходимо не менее чем на 70% увеличить выпуск качественного бензина, керосина и дизельного топлива на российских НПЗ.
Исходя из этой установки, речь может идти о производстве дизельного топлива в России в объеме 119 млн т/год, что согласуется с оценками KPMG, тогда как по бензину производство может составить 65 млн т/год, т.е. заметно выше цифр аналитиков.

Минэнерго РФ перспективы профицита топлива признает, но видит перспективы экспорта, связанные с улучшением его структуры.
В апреле 2021 г. представляя проект генсхемы развития нефтяной отрасли в ходе расширенного заседания Комитета Госдумы РФ по энергетике директор Департамента нефтегазового комплекса Минэнерго РФ А. Рубцов отметил, что на горизонте до 2035 г. планируется прохождение пика потребления автомобильного бензина и дизельного топлива на внутреннем рынке, после чего потребление начнет постепенно снижаться.
Это связано с повышением эффективности работы двигателей и распространением других видов топлива.
При этом эксперты сходятся во мнении, что потребление авиакеросина будет расти.
С учетом обеспеченности России нефтеперерабатывающими мощностями Минэнерго РФ видит возможность для существенного профицита и, соответственно, экспорта продукции.
Для этого необходимо обеспечить оптимальную конфигурацию НПЗ, чтобы они производили больше целевой конкурентоспособной продукции и меньше продукции с низкой добавленной стоимостью, которую приходится экспортировать на большие расстояния.
С другой стороны, США увеличивают импорт нефтепродуктов из России, причем за счет мазута, но эта ситуация обусловлена больше политическими аспектами, нежели экономическими.

Автор:

Источник : Neftegaz.RU






Подпишитесь на общую рассылку

лучших материалов Neftegaz.RU

* Неверный адрес электронной почты

Нажимая кнопку «Подписаться» я принимаю «Соглашение об обработке персональных данных»