Для этого потребуется ежегодно индексировать оптовую цену в демпфере не выше инфляции.
Донастройка демпфера позволит вернуть на приемлемый уровень маржу, в т.ч., в сбытовом сегменте.
Тезисы А. Дюкова:
- экономика нефтепереработки сейчас неудовлетворительная, причем не только на российских нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ). Похожая ситуация наблюдается в Европе и в других регионах. Причина - низкие крек-спреды;
- ситуация в экономике нефтепереработки в России ухудшается. Раньше была высокой субсидия, которая компенсировала ряду НПЗ логистическое неравенство. Сейчас эта субсидия сократилась. При этом при перевозках нефтепродуктов ж/д транспортом имеет место перекрестное субсидирование, и мы, в т.ч., субсидируем перевозки других. Поэтому донастройка таможенной субсидии и уход от перекрестки в ж/д транспорте могли бы улучшить экономику нефтепереработки в РФ;
- донастройка демпфера тоже нужна, чтобы избежать таких ситуаций, как сейчас. Сегодня сквозная сбытовая маржа находится на крайне низком уровне. Донастройка демпфера позволит вернуть маржу для сбытовых предприятий, для розницы на приемлемый уровень;
- розничные цены на топливо в РФ стабильны, увеличиваясь лишь в пределах инфляции. Даже рост акцизов с нового года не сильно отразился на розничных ценах. Но при этом в демпфере оптовая (индикативная) цена индексируется на 5%. Если розничная цена находится примерно на одном уровне, а оптовая в соответствии с демпфером каждый год увеличивается на 5%, то это приводит к тому, что сквозная маржа постепенно начинает сжиматься. И в этой части как раз необходимо перенастроить демпфер. Индексировать его не на 5%/год, а на 1,5-2% - в соответствии с реальной рыночной ситуацией. Если в рознице цена выросла на 1,5-2%, то индексация оптовой цены тоже должна быть 2%;
- в отношении демпфера решение в конечном итоге остается за правительством. Мы готовы жить с демпфером, можем жить и без демпфера. Но мы прекрасно понимаем, что демпфер позволяет обеспечивать стабильность цен на АЗС. Поэтому я не вижу причин для того, чтобы в ближайшее время принимать решение об отмене этого механизма. Это достаточно эффективный механизм, просто сейчас он требует некоторого донастроя.
24 июля 2019 г. Госдума приняла в 3м чтении законопроект о корректировке демпфера, 31 июля 2019 г. законопроект подписал В. Путин.
Внедрению демпфера предшествовали соглашения с нефтяными компаниями о заморозке цен на АЗС.
Однако было принято решение разработать механизм, который стабилизировал бы рынок без ручного регулирования.
В рамках демпфера предусмотрено увеличение оптовых цен на бензин и дизтопливо на 5%/год до 2024 г.
Целью демпфера является снижение давления со стороны мировых цен на нефть на внутренние розничные цены на нефтепродукты в РФ.
Упрощенно он работает так:
- при низких экспортных ценах на нефть российской марки Urals стоимость топлива на внутреннем рынке в рублях позволяет нефтяникам получать сверхприбыль, частью которой они делятся с бюджетом;
- если же экспортные цены на нефть высокие, государство доплачивает нефтяным компаниям, чтобы они не повышали цены на бензин и дизтопливо внутри страны.
Однако, вместе с тем, у него есть и минусы.
Так демпфер в совокупности с другими рыночными условиями в РФ, мешает ценам на топливо снижаться.
Автор: Д. Савосин