Вопросы, связанные с поиском новых поставщиков нефти и выстраиванию логистики доставки сырья на белорусские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), обсуждались на совещании по вопросам обеспечения эффективной работы нефтеперерабатывающего комплекса в 2020 г. и на перспективу, которое 3 марта 2020 г. провел президент Республики Беларусь А. Лукашенко.
Вентиль как аргумент
А. Лукашенко отметил, что на протяжении последнего столетия углеводороды остаются одним из ключевых факторов в мировых экономических и политических отношениях.
Для Белоруссии, как страны не располагающей богатыми нефтяными запасами, это чревато зависимостью от поставщиков, которые злоупотребляют своими возможностями.
Речь при этом идет не только о России, а о глобальной системе поставок нефти вообще.
Из-за нерешенных вопросов с поставками нефти в настоящий момент Белоруссия недополучает около 1 млн т/мес. сырья.
Премьер-министр Республики Беларусь С. Румас уточнил, что с конца декабря 2019 г. НПЗ Белоруссии вынуждены работать в условиях сниженной загрузки производственных мощностей.
Объем переработки нефти в январе-феврале 2020 г. составил 1,85 млн т нефти, в т.ч. Нафтан - 892 тыс. т, Мозырский НПЗ - 962 тыс. т.
Ранее вице-премьер Республики Беларусь И. Ляшенко заявил о том, что в марте 2020 г. объем переработки нефти на белорусских НПЗ останется на уровне предыдущих месяцев и составит около 1 млн т.
Тезисы от А. Лукашенко:
- отдельные государства поняли, что при помощи вентиля на нефтяной трубе выгодные им вопросы решаются значительно легче,
- намек не только на Россию, это стало нормой для государств планеты, которые имеют от Господа такое счастье,
- к сожалению, несмотря ни на какие взаимные обязательства, такая практика стала применяться и в отношении Белоруссии,
- условия поставки нефти в ультимативной форме увязываются с иными проблемами, которые желает решить страна-поставщик,
- происходит это без оглядки на действующую договорную базу и принципы построения наших отношений,
- дело тут не только в том, что кто-то за вентиль хватается,
- в этом Белоруссия частично виновата сама, поскольку не диверсифицировала в свое время поставки нефти, монополизм всегда приводит к подобным результатам.
Впрочем использование шантажа широко практикует и белорусская сторона.
Так, в середине февраля 2020 г. А. Лукашенко заявил, что если из России в феврале 2020 г. не будет поставлена нефть в нужных объемах, то Белоруссия начнет отбор из транзитных ниток магистрального нефтепровода (МНП) Дружба.
До этого не дошло, пока Белнефтехим отбирает технологическую нефть лишь из ниток МНП Дружба, незадействованных в транзите.
Высказывания А. Лукашенко российская сторона оставила без комментариев, списав все на эмоциональную реакцию белорусского лидера.
Затем в российско-белорусских переговорах наметились подвижки, но до полного урегулирования разногласий пока далеко.
В связи с этим Белоруссия вновь ставит вопрос о диверсификации поставок нефти.
Ранее А. Лукашенко говорил о том, что долю российской нефти в общем импорте Белоруссии необходимо снизить до уровня не выше 30-40%, еще 30% Белоруссия должна получать с Балтики и еще 30% - через Украину.
На совещании 3 марта А. Лукашенко в целом подтвердил эти целевые показатели, уточнив, что доля российской нефти может составлять около 40% или даже 50%, если Россия захочет.
Сыграть на конъюнктуре
Для Белоруссии недопоставка сырья для НПЗ является очень серьезным негативным фактором.
Текущего объема поставок нефти достаточно лишь для покрытия потребности внутреннего рынка топлива и критичного экспорта.
Кроме того, на нефтяное сырье завязана стабильная работа химических и иных предприятий.
В связи с этим А. Лукашенко поставил задачу на ближайшую 5-летку снизить значимость условий поставок нефти для формирования ВВП.
В нынешних же условиях нестабильности на нефтяном рынке и падения цен Белоруссия рассчитывает договориться с поставщиками (российскими и не только) на более привлекательных условиях.
Речи об отказе от российской нефти нет.
Тезисы от А. Лукашенко:
- немотивированные действия в сфере поставок нефти негативно влияют на ВВП и доходы бюджета, хотя задача диверсификации источников экономического роста стоит перед правительством уже не один год,
- в программе на очередную 5-летку будет сформирован конкретный план снижения значимости условий поставок нефти для формирования ВВП,
- с другой стороны, сложившаяся ситуация оказалась даже в чем-то полезной, удобной для поиска долгосрочных альтернативных источников сырья,
- поставщиков, желающих работать с Белоруссией, достаточно даже в самой России, их нужно находить и договариваться, это задача №1,
- нефть дешевеет и это на руку Белоруссии, это улучшает условия договоренностей с альтернативными поставщиками,
- Белоруссия не ставит вопрос так, что не будет покупать российскую нефть,
- отрасль добычи и транспортировки российской нефти создавались в т.ч. руками белорусов, также здесь самая удобная логистика,
- но мы, конечно же, не будем постоянно ползать на коленях 31 декабря, вымаливая эту нефть.
Логистическая (не)зависимость
На вопросах логистики доставки нефти А. Лукашенко остановился отдельно.
Ключевым посылом стало то, что Белоруссии необходимо в энергетических вопросах рассчитывать только на собственные силы.
В противном случае Белоруссия будет оказываться в сложном положении каждый раз, когда будут возникать противоречия по условиям поставок.
Однако, акцентируясь на снижении зависимости от «ключевого партнера», под которым явно понимается Россия, А. Лукашенко упомянул не собственные ресурсы, а помощь других поставщиков сырья.
А. Лукашенко напомнил о результатах встречи с госсекретарем США М. Помпео, а также заявлений на Мюнхенской конференции, согласно которым США готовы поставлять нефть в Белоруссию и помочь в строительстве инфраструктуры.
Тезисы от А. Лукашенко:
- одними лишь договорами на транспортировку нефти вопрос логистики не решить, необходимы комплексные и системные инфраструктурные решения,
- следует продумать возможность реализации совместных проектов с иностранными компаниями - собственниками сырья,
- США готовы помочь Белоруссии, поставляя нефть по конкурентным ценам и выделив 1 млрд долл. США для строительства объектов логистики,
- Белоруссия может рассчитывать на дешевые кредиты на строительство МНП для поставок нефти с Балтики,
- на некоторых участках потребуется строительство пары перемычек, которые должны быть построены за 1,5-2 года (а не за 3, как предлагает правительство),
- 100-120 млн долл. США на строительство этих перемычек Белоруссия найдет сама,
- надо просто шевелиться.
В чем проблема?
Белоруссия испытывает дефицит нефти с начала 2020 г., когда из-за отсутствия договоренностей об условиях поставки, российские компании прекратили поставки нефти на белорусские НПЗ.
Стремясь минимизировать потери от завершения налогового маневра в российской нефтяной отрасли, существенно снижающего рентабельность нефтепереработки, Белоруссия настаивает на исключении премии поставщикам нефти.
Однако крупные российские нефтяные компании на такие условия идти не хотят, в результате чего единственным российским поставщиком нефти в Белоруссию в январе-феврале 2020 г. стала группа САФМАР, у владельца которой М. Гуцериева имеются серьезные деловые интересы в Белоруссии.
В марте 2020 г. к группе САФМАР присоединятся еще 5 поставщиков, не входящих в «золотую пятерку» традиционных поставщиков сырья в Белоруссию (Роснефть, Татнефть, Газпром нефть, ЛУКОЙЛ и Сургутнефтегаз).
Известно, что среди поставщиков будет УДС нефть, которая поставит 50 тыс. т нефти в марте 2020 г. в дополнение к 300 тыс. т от компаний группы САФМАР.
Предположительно поставки начнет Янгпур, дочка Белоруснефти, работающий в Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО).
Компания строит большие планы по росту добычи, но больших объемов поставок пока обеспечить не может (речь идет о 2 тыс. т в марте 2020 г.).
Крупные российские нефтяные компании пока не проявляют интереса к поставкам нефти в Белоруссию без премии.
Ранее не исключалась возможность возобновления поставок в марте 2020 г. со стороны Роснефти и Татнефти, но подтверждения поставок пока нет.
Российские власти давления на нефтяников не оказывают, говоря о том, что цены и объемы поставок российской нефти в Белоруссию должны регулироваться рынком.
При этом Россия сняла ограничение по транспортировке нефти на экспорт, согласно которому доступ к нефтепроводному транспорту предоставляется пропорционально объему добычи.
В связи с этим и появились новые небольшие поставщики нефти в Белоруссию.
Россия и Белоруссия ищут пути урегулирования разногласий, связанных с поставками нефти.
Помимо снятия ограничений на доступ к нефтепроводам при поставках нефти в Белоруссию, Россия предложила компенсировать стране потери от реализации налогового маневра.
Изначально называлась сумма в 300 млн долл. США в 2020 г., но потом планка была поднята до 420-430 млн долл. США.
Также российские нефтяные компании предложили Белоруссии новую формулу ценообразования, в которой премия экспортеров снижается на 2 долл. США/т ежегодно пропорционально снижению экспортной пошлины в рамках налогового маневра.
Одновременно Белоруссия спешно подбирает альтернативные источники поставок нефти.
В январе 2020 г. Белоруссия закупила для НПЗ Нафтан партию норвежской нефти в объеме около 86 тыс. т
В феврале через трейдеров была приобретена российская нефть в объеме 160 тыс. т с поставкой в марте 2020 г.
Также достигнута договоренность соглашение с азербайджанской SOCAR о поставке 2 танкеров нефти объемом 86 тыс. т каждый.
В Белоруссию нефть будет транспортироваться из Украины по долгое время простаивавшему, но сейчас вроде исправному МНП Одесса - Броды.
Казахстан заявил о готовности продавать нефть Белоруссии при условии уплаты экспортной пошлины.
Автор: Е. Алифирова