Любопытно, что 21 октября 2019 г. Н. Маганов заявил, что добычные проекты на шельфе Арктики при текущих ценах на нефть уступают по своей привлекательности традиционным регионам добычи в России.
Как видно, это не мешает Татнефти разрабатывать арктическое топливо на базе отечественных катализаторов.
Тезисы Н. Маганова:
- строительство установки депарафинизации уже началось, но в данный момент ведется на импортных катализаторах;
- установка изодепарафинизации должна «перекрыть перспективные потребности РФ и российского экспорта;
- Татнефть вместе с институтом катализа им. Г.К. Борескова Сибирского отделения РАН РФ разрабатывает российский катализатор зимнего арктического дизельного топлива и низкозастывающего моторного масла;
- у Татнефти (на Танеко) уже есть масляная установка, за счет которой можно производить арктическое топливо с температурой замерзания до -90°С;
- у ТАНЕКО любое дизтопливо получается зимним без присадок благодаря отсутствию парафина и очень низкой температуре застывания;
- у нас есть дизтопливо с температурой застывания до -25 оС без всяких добавок. Не получается выпускать летнее топливо, поскольку оно всесезонное;
- низкозастывающее моторное масло ТАНЕКО сейчас на ралли в пустыне тестирует КАМАЗ-Мастер;
- мы видели итоги предварительных испытаний дизельного топлива в лаборатории. Теперь важно провести исследования катализаторов по зимнему маслу. Разрабатываем план работы, будем создавать по катализаторам площадку у себя.
Именно катализаторы позволяют превратить низкосортное сырье в высокоценные продукты.
См. Спецпроект Neftegaz.RU «Национальный продукт: Отечественные катализаторы».
Потребность в зимнем и арктическом дизельном топливе в РФ достигает 30% от общего объема производства дизтоплива, но фактический объем его производства составляет около 17%.
Дефицит низкозастывающего дизтоплива связан с тем, что приходится снижать конец кипения исходной дизельной фракции до 300-320°С для зимнего и до 280°С для арктического дизтоплива.
Для любознательных напомним, что на ТАНЕКО по разработкам «ВНИИ НП» реализуется проект Установки каталитической депарафинизации дизельного дистиллята (ЛКС – 35-64) производительностью 600 тыс т/год.
Технология и катализаторы обеспечивают выработку низкозастывающего сорта дизтоплива при выходе порядка 85% масс.
Говоря простым языком химиков технологов, современные технологии получения высокоцетанового низкозастывающего дизтоплива и высокоиндексного базового масла базируются на техпроцессе каталитической депарафинизации (гидродепарафинизации).
Это когда показатели текучести углеводородного сырья при низких температурах улучшаются путем избирательного крекирования длинноцепочных нормальных и близких к нормальным парафинов.
При этом, еще и глубокая гидроочистка керосина и дизельного топлива происходит с удалением серы и азота, а также насыщение ароматических соединений.
Для этого используют катализаторы селективной изомеризации н-алканов, присутствующих в исходной фракции.
28 ноября 2019 г. на заседании совета директоров Татнефтехиминвест -холдинга замдиректора Института катализа им Борескова А. Носков поведал членам СД о технологии производства катализаторов получения зимних и арктических сортов дизтоплива:
Порядок исследований:
- синтез и выбор модели катализатора,
- получение лабораторной партии катализатора,
- определение режима процесса получения зимнего и арктического дизельного топлива, низкозастывающих масел на сырье ТАНЕКО,
- оценка перспективности использования силикоалюмофосфата в качестве составной части катализатора, модифицированного палладием или платиной путем анализа катализаторов на основе силикоалюмофосфата SAPO-11 ( техпроцесс Isodewaxing Chevron) и на основе цеолита ZSM-23, модифицированных платиной.
- отработка в качестве исходного сырья для изодепарафинизации масляной фракции непревращенный остаток гидрокрекинга.
Позже на ТАНЕКО будет построена опытная каталитическая установка для исследования гидроизодепарафинизации масляной фракции.
Р. Минниханов на заседании СД Татнефтехиминвест -холдинга заявил:
- катализаторы и добавки мы должны уметь делать;
- скоро создадим все необходимые предпосылки.
Технология и катализаторы обеспечивают выработку низкозастывающего сорта дизтоплива при выходе порядка 85% масс.
Говоря простым языком химиков технологов, современные технологии получения высокоцетанового низкозастывающего дизтоплива и высокоиндексного базового масла базируются на техпроцессе каталитической депарафинизации (гидродепарафинизации).
Это когда показатели текучести углеводородного сырья при низких температурах улучшаются путем избирательного крекирования длинноцепочных нормальных и близких к нормальным парафинов.
При этом, еще и глубокая гидроочистка керосина и дизельного топлива происходит с удалением серы и азота, а также насыщение ароматических соединений.
Для этого используют катализаторы селективной изомеризации н-алканов, присутствующих в исходной фракции.
28 ноября 2019 г. на заседании совета директоров Татнефтехиминвест -холдинга замдиректора Института катализа им Борескова А. Носков поведал членам СД о технологии производства катализаторов получения зимних и арктических сортов дизтоплива:
- Татнефть может получить катализатор для гидроизодепарафинизации дизельного топлива и базового масла, что сделает компанию одним из лидеров в РФ;
- зимнее дизтопливо при температуре - 44 оС начинает мутнеть, в нем образуются кристаллики, из-за чего двигатели тяжело запускаются, при -60 оС топливо застывает;
- российские заводы ( Ярославнефтеоргсинтез и др) зависят от импорта катализаторов для арктического топлива.
- такие катализаторы гидроизопарафинизации дают выход арктического дизтоплива в 95-98% из обычной дизельной фракции. В ГОСТе для арктического топлива в дизтопливе допускается содержание 10% бензина для растворения парафина.
Институту Борескова требуется до 16 месяцев для проведения исследования по катализатору.
Предполагается создать каталитическое производство на основе цеолитов мощностью до 150 т/год.
Любопытно, что в 2019 г. Институт Борескова получил патент на способ получения дизтоплива с низкой температурой застывания, а именно зимнего и/или арктического дизельного топлива из летнего дизельного топлива.
- зимнее дизтопливо при температуре - 44 оС начинает мутнеть, в нем образуются кристаллики, из-за чего двигатели тяжело запускаются, при -60 оС топливо застывает;
- российские заводы ( Ярославнефтеоргсинтез и др) зависят от импорта катализаторов для арктического топлива.
- такие катализаторы гидроизопарафинизации дают выход арктического дизтоплива в 95-98% из обычной дизельной фракции. В ГОСТе для арктического топлива в дизтопливе допускается содержание 10% бензина для растворения парафина.
Институту Борескова требуется до 16 месяцев для проведения исследования по катализатору.
Предполагается создать каталитическое производство на основе цеолитов мощностью до 150 т/год.
Любопытно, что в 2019 г. Институт Борескова получил патент на способ получения дизтоплива с низкой температурой застывания, а именно зимнего и/или арктического дизельного топлива из летнего дизельного топлива.
Порядок исследований:
- синтез и выбор модели катализатора,
- получение лабораторной партии катализатора,
- определение режима процесса получения зимнего и арктического дизельного топлива, низкозастывающих масел на сырье ТАНЕКО,
- оценка перспективности использования силикоалюмофосфата в качестве составной части катализатора, модифицированного палладием или платиной путем анализа катализаторов на основе силикоалюмофосфата SAPO-11 ( техпроцесс Isodewaxing Chevron) и на основе цеолита ZSM-23, модифицированных платиной.
- отработка в качестве исходного сырья для изодепарафинизации масляной фракции непревращенный остаток гидрокрекинга.
Позже на ТАНЕКО будет построена опытная каталитическая установка для исследования гидроизодепарафинизации масляной фракции.
Р. Минниханов на заседании СД Татнефтехиминвест -холдинга заявил:
- катализаторы и добавки мы должны уметь делать;
- скоро создадим все необходимые предпосылки.
Автор: О. Бахтина