USD 97.5499

0

EUR 106.1426

0

Brent 74.44

+1.34

Природный газ 2.594

-0.07

, Обновлено 15 декабря 21:48
4 мин
...

Татнефть. О строительстве установки депарафинизации и производстве катализаторов получения зимних и арктических сортов дизтоплива

Татнефть серьезно взялась за производство арктического топлива

Татнефть. О строительстве установки депарафинизации и производстве катализаторов получения зимних и арктических сортов дизтоплива

Казань, 29 ноя- ИА Neftegaz.RU. В 2023 г. Татнефть предполагает построить и запустить установку депарафинизации для производства арктического топлива, сообщил гендиректор Н. Маганов.

Любопытно, что 21 октября 2019 г. Н. Маганов заявил, что добычные проекты на шельфе Арктики при текущих ценах на нефть уступают по своей привлекательности традиционным регионам добычи в России.
Как видно, это не мешает Татнефти разрабатывать арктическое топливо на базе отечественных катализаторов.

Тезисы Н. Маганова:
  • строительство установки депарафинизации уже началось, но в данный момент ведется на импортных катализаторах;
  • установка изодепарафинизации должна «перекрыть перспективные потребности РФ и российского экспорта;
  • Татнефть вместе с институтом катализа им. Г.К. Борескова Сибирского отделения РАН РФ разрабатывает российский катализатор зимнего арктического дизельного топлива и низкозастывающего моторного масла;
  • у Татнефти (на Танеко) уже есть масляная установка, за счет которой можно производить арктическое топливо с температурой замерзания до -90°С;
  • у ТАНЕКО любое дизтопливо получается зимним без присадок благодаря отсутствию парафина и очень низкой температуре застывания;
  • у нас есть дизтопливо с температурой застывания до -25 оС без всяких добавок. Не получается выпускать летнее топливо, поскольку оно всесезонное;
  • низкозастывающее моторное масло ТАНЕКО сейчас на ралли в пустыне тестирует КАМАЗ-Мастер;
  • мы видели итоги предварительных испытаний дизельного топлива в лаборатории. Теперь важно провести исследования катализаторов по зимнему маслу. Разрабатываем план работы, будем создавать по катализаторам площадку у себя.
Роль катализаторов в нефтеперерабатывающей промышленности огромна.
Именно катализаторы позволяют превратить низкосортное сырье в высокоценные продукты.
См. Спецпроект Neftegaz.RU «Национальный продукт: Отечественные катализаторы».
Потребность в зимнем и арктическом дизельном топливе в РФ достигает 30% от общего объема производства дизтоплива, но фактический объем его производства составляет около 17%.
Дефицит низкозастывающего дизтоплива связан с тем, что приходится снижать конец кипения исходной дизельной фракции до 300-320°С для зимнего и до 280°С для арктического дизтоплива.

Для любознательных напомним, что на ТАНЕКО по разработкам «ВНИИ НП» реализуется проект Установки каталитической депарафинизации дизельного дистиллята (ЛКС – 35-64) производительностью 600 тыс т/год.
Технология и катализаторы обеспечивают выработку низкозастывающего сорта дизтоплива при выходе порядка 85% масс.
Говоря простым языком химиков технологов, современные технологии получения высокоцетанового низкозастывающего дизтоплива и высокоиндексного базового масла базируются на техпроцессе каталитической депарафинизации (гидродепарафинизации).
Это когда показатели текучести углеводородного сырья при низких температурах улучшаются путем избирательного крекирования длинноцепочных нормальных и близких к нормальным парафинов.
При этом, еще и глубокая гидроочистка керосина и дизельного топлива происходит с удалением серы и азота, а также насыщение ароматических соединений.
Для этого используют катализаторы селективной изомеризации н-алканов, присутствующих в исходной фракции.

28 ноября 2019 г. на заседании совета директоров Татнефтехиминвест -холдинга замдиректора Института катализа им Борескова А. Носков поведал членам СД о технологии производства катализаторов получения зимних и арктических сортов дизтоплива:
- Татнефть может получить катализатор для гидроизодепарафинизации дизельного топлива и базового масла, что сделает компанию одним из лидеров в РФ;
- зимнее дизтопливо при температуре - 44 оС начинает мутнеть, в нем образуются кристаллики, из-за чего двигатели тяжело запускаются, при -60 оС топливо застывает;
- российские заводы ( Ярославнефтеоргсинтез и др) зависят от импорта катализаторов для арктического топлива.
- такие катализаторы гидроизопарафинизации дают выход арктического дизтоплива в 95-98% из обычной дизельной фракции. В ГОСТе для арктического топлива в дизтопливе допускается содержание 10% бензина для растворения парафина.

Институту Борескова требуется до 16 месяцев для проведения исследования по катализатору.
Предполагается создать каталитическое производство на основе цеолитов мощностью до 150 т/год.
Любопытно, что в 2019 г. Институт Борескова получил патент на способ получения дизтоплива с низкой температурой застывания, а именно зимнего и/или арктического дизельного топлива из летнего дизельного топлива.

Порядок исследований:
- синтез и выбор модели катализатора,
- получение лабораторной партии катализатора,
- определение режима процесса получения зимнего и арктического дизельного топлива, низкозастывающих масел на сырье ТАНЕКО,
- оценка перспективности использования силикоалюмофосфата в качестве составной части катализатора, модифицированного палладием или платиной путем анализа катализаторов на основе силикоалюмофосфата SAPO-11 ( техпроцесс Isodewaxing Chevron) и на основе цеолита ZSM-23, модифицированных платиной.
- отработка в качестве исходного сырья для изодепарафинизации масляной фракции непревращенный остаток гидрокрекинга.

Позже на ТАНЕКО будет построена опытная каталитическая установка для исследования гидроизодепарафинизации масляной фракции.

Р. Минниханов на заседании СД Татнефтехиминвест -холдинга заявил:
- катализаторы и добавки мы должны уметь делать;
- скоро создадим все необходимые предпосылки.





Автор: О. Бахтина


Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram