Как хорошее вино. «Газпромнефть - Битумные материалы» подвела итоги первых 5 лет работы
На «Газпромнефть - Битумные материалы» приходится заметная часть рынка битумных материалов в России.
Операционные результаты компании за прошедшую пятилетку и стратегию в горизонте 2030 г. в ходе пресс-завтрака 12 августа 2019 г. озвучил генеральный директор компании «Газпромнефть - Битумные материалы» Дмитрий Орлов.
Развитие автомобильной сети России стало вопросом государственной важности.
Протяженность автомобильных дорог общего пользования в России только федерального значения на данный момент превышает 53 тыс. км.
В рамках транспортной стратегии РФ до 2030 г. ведется строительство новых и обустройство действующих автомобильных дорог в России.
Одновременно растут требования к качеству дорожного покрытия. Это обуславливает рост спроса на российском рынке, как на базовые, так и на современные битумные материалы.
В свою очередь, это стимулирует производство битумных материалов в России. В 2015 г. в России было произведено 5 млн т битумов, а в 2024 г. ожидается рост до 10 млн т.
На «Газпромнефть - Битумные материалы» приходится заметная часть рынка битумных материалов в России.
В 2018 г. объем производства битума в России составил 6,5 млн т, потребления - 5,965 млн т.
Объем производства битума «Газпромнефть - Битумные материалы» в 2018 г. составил 2,3 млн т, увеличившись за 5 лет на 28%, тогда как рынок в целом за этот период вырос на 10%.
Это позволило компании войти в число 10 крупнейших производителей битума в мире. Производственные активы компании позволяют обеспечить современными битумными материалами заказчиков в России и за рубежом. «Газпромнефть - Битумные материалы» управляет производством и реализации битумных материалов на 6 площадках в России (Москва, Омск, Вязьма, Ярославль, Рязань, Сальск) и в Казахстане.
Поставки своей продукции «Газпромнефть - Битумные материалы» ведет во все 85 регионов РФ и 56 стран мира (с учетом всех стран, куда была осуществлена хотя бы разовая поставка).
Ассортимент битумных материалов, выпускаемых компанией, насчитывает 180 наименований, включая 24 марки базовых битумов, 112 марок полимерно-битумных вяжущих (ПБВ), полимер-модифицированных битумов (ПМБ), битумных эмульсий, а также 44 марки битумопроизводных продуктов (мастики, герметики, битумные ленты, защитные составы). «Газпромнефть - Битумные материалы» является лидером на рынке инновационных полимерно-битумных вяжущих.
В 2018 г. объем производства ПБВ «Газпромнефть - Битумные материалы» составил 194 тыс. т при том, что в целом по России этот показатель был на уровне 411 тыс. т.
В числе других значимых тенденций, влияющих на битумный рынок России, Дмитрий Орлов назвал повышение глубины переработки на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ).
Для «Газпромнефть - Битумные материалы» это серьезный вызов, поскольку по мере завершения модернизации НПЗ растут объемы выпуска светлых нефтепродуктов, тогда как производство гудрона, являющегося сырьем для битумов, сокращается. В связи с планами по увеличению объемов производства, компания ведет работу по обеспечению сырьем своего производства. «Газпромнефть - Битумные материалы» имеет собственные источники сырья, которые позволяют закрыть потребность в объеме 2,5 млн т в год.
Оставшиеся объемы компания рассчитывает обеспечить за счет рынка, приобретая сырье как на бирже, так и по долгосрочным контрактам. С другой стороны, идет работа по подбору альтернативного сырья (масляные компоненты, нефтехимия) и разработке новых рецептур со сниженной долей битума как компонента.
Главным требованием при этом остается высокое качество продукции и жесткое соответствие стандартам. Подбором рецептур битумов, ПБВ и асфальтобетона занимается Научно-исследовательский центр «Газпромнефть - Битумные материалы» в г. Рязань. Центр позволяет осуществлять разработку вяжущих с учетом специфики региона, а также проводить комплексное сопровождение продукции.
Хорошие результаты за первый год работы показал битумный терминал в г. Сальске (Ростовская область).
Высокотехнологичный производственно-логистический терминал стал важным элементом логистической системы обеспечения южных регионов России инновационной битумной продукцией.
Говоря о необходимости дальнейшего развития терминальной сети, Дмитрий Орлов сравнил битум с хорошим вином, поскольку этот продукт требует очень бережного отношения при хранении.
В связи с этим «Газпромнефть - Битумные материалы» планирует дальнейшее расширение сети битумных терминалов, потребность в которых на данном этапе компания оценивает в 3 объекта.
Новые терминалы могут быть созданы в Приволжском или Уральском, а также в Дальневосточном федеральном округе.
В своей стратегии до 2030 г. «Газпромнефть - Битумные материалы» ориентируется больше не на увеличение своей доли на рынке, а на рост в соответствии с изменениями рынка. Достижению этой цели будет способствовать увеличение потребности российского рынка в битумных материалах.
После 2024 г. рост будет замедляться, поскольку к тому моменту основной объем нового дорожного строительства в России, заложенный в текущие планы, будет завершен.
В этой ситуации компания рассчитывает на сохранение своей доли на российском рынке базовых битумов, что в количественном выражении означает 2,8-2,9 млн т/год.
Развитие компании будет обеспечено как за счет органического роста, так и новых приобретений. Уровень инвестиций в ближайшие 5 лет компания намерена сохранить на уровне не ниже, чем за первую пятилетку своей работы (5 млрд руб.).
Автор: Е. Алифирова