Сообщение по этому поводу пресс-служба компании опубликовало 15 мая 2019 г.
Напомним, что 13 мая 2019 г. в ходе телефонной конференции, посвященной итогам 1го квартала 2019 г., первый вице-президент Роснефти П. Федоров сообщил, что Роснефть приняла решение об отказе от проекта.
Причиной стало то, что из-за реализации большого налогового маневра в нефтянке проект ВНХК перестал быть рентабельным.
На это Минфин РФ напористо ответил, что налоговый маневр не мог являться препятствием для реализации проекта.
Более того, реализация проекта ВНХК в условиях налогового маневра означает рост операционной эффективности 1й очереди более чем на 30%, по сравнению с фискальными условиями 2013 г.
Конечно, строить с 0 - это необычно для Роснефти, развитие которой в течение многих лет было связано с поглощением активов успешных компаний, будь то ЮКОС, ИТЕРА, ТНК-BP ( ныне РН-холдинг) или Башнефть.
Чтобы снять возникшие вопросы, Роснефть сама выступила с заявлением на тему ВНХК.
Тезисы от Роснефти:
- при принятии решения о начале реализации проекта ВНХК учитывались нехватка мощностей по производству нефтепродуктов на Дальнем Востоке, а также высокий экспортный потенциал рынка нефтехимической продукции, прежде всего, в странах АТР,
- Роснефть на протяжении нескольких лет работала в направлении подготовки и реализации этого проекта,
- были проанализированы целевые рынки, разработана концепция проекта, проведены переговоры с технологическими партнерами и инвесторами, которые подтвердили интерес к проекту в случае обеспечения привлекательных инвестиционных условий, а также осуществлены первичные инвестиции,
- проект получился капиталоемким - капиталовложения оценивались в объеме до 1,5 трлн руб. на весь жизненный цикл проекта,
- в связи с этим, возможность осуществления проекта напрямую зависела от стабильности и привлекательности фискального режима, поддержки государства в части строительства внешней и социальной инфраструктуры,
- на протяжении ряда лет Роснефть прилагала усилия для получения поддержки на федеральном уровне, однако поддержка от регулятора не была получена,
- напротив, за последние годы в Налоговый кодекс было внесено около 50 существенных изменений, прямо и негативно влияющих на инвестиционные проекты в нефтепереработке и нефтехимии,
- Роснефть была вынуждена объявить о приостановке финансирования проекта на данном этапе и признать соответствующие списания.
Списания, действительно, соответствующие. Речь идет о млрд рублей!
Только в далеком 2012 г. Роснефть уже инвестировала 3,8 млрд рублей в проект ВНХК!
Для любознательных напомним, что налогоплательщик ( в данном случае Роснефть) вправе уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ), которыми признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), понесенные налогоплательщиком.
Сумму списания Роснефть не анонсирует, а зря. Обывателям, вероятно, было бы любопытно знать на сколько млн рублей уменьшатся поступления в бюджет от Роснефти!
Тем не менее, Роснефть не ставит точку в проекте ВНХК.
Да и как поставить точку, если еще в 2013 г. В. Путин высказал обеспокоенность СИБУРу тем, что хотя в России создана солидная сырьевая база нефтехимии, действует долгосрочный план развития отрасли до 2030 г, планируется сформировать 6 мощных нефтехимических кластеров от Дальнего Востока до Балтики, а на Дальнем Востоке пока что-то у вас ничего нет. И поставил в пример Роснефть - Смотрите, Роснефть обгонит!
Компания продолжит диалог с властью, чтобы найти эффективную экономическую модель проекта.
В частности, Роснефть поддерживает инициативы вице-премьера Ю. Трутнева по стимулированию стратегических проектов на Дальнем Востоке.
Привлечение российских и международных инвестиций в рамках проекта ВНХК будет способствовать созданию квалифицированных рабочих мест, обеспечению условий для развития смежных производств.
При наличии привлекательных и гарантированно стабильных фискальных и регуляторных условий Роснефть и ее партнеры будут готовы вернуться к реализации проекта ВНХК.
История вопроса.
В 2007 г. Роснефть дерзко решила построить к 2012 г. Приморский НПЗ, мощностью переработки 20 млн т/год нефти, поступающей из МНП ВСТО, и стоимостью 20 млрд долл США.
Но, чисто писано в бумаге, да забыли про овраги ...
Сначала экспертная комиссия государственной экологической экспертизы выдала отрицательное заключение, а в 2010 г. глава Роснефти Э.Худайнатов и вовсе заявил, что вместо НПЗ в районе Пади Елизарова Партизанского муниципального района Приморского края появится нефтехимический комплекс со значительно меньшей мощностью переработки сырья: лишь 3,5 млн т/год нефти и 1,5 млн т/год газового конденсата, и меньшей стоимость, сокращенной до 10 млрд долл США, со сроком ввода в эксплуатацию - 2017 г.
Предполагаемая номенклатура продукции НХК: полимеры (полиэтилен и полипропилен), бензол, олефины и другие продукты нефтехимии, в основном на экспорт, для чего планировалось даже построить морской терминал.
Партнером Роснефти по этому проекта стала китайская ChemChina, с которой Роснефть подписала меморандум о строительстве комплекса, а затем - соглашение об основных условиях сотрудничества по совместному развитию ВНХК.
Мощность комплекса должна была составить до 30 млн т/год по сырью.
Строительство было разделено на 2 очереди - нефтепереработка мощностью 12 млн т/год и нефтехимия мощностью 3,4 млн т/год.
Позднее в проект была добавлена 3я очередь - еще 12 млн т/год нефтепереработки и 3,4 млн т нефтехимии.
1я очередь планировалась к запуску в 2020 г., 2я очередь - в 2022 г., 3я - в 4м квартале 2028 г.
Еще в 2011 г. около 35% читателей Neftegaz.RU считали важным наладить там производство крупнотоннажного мономера, хотя и про полимеры не забывали.
В августе 2018 г. Роснефть пересмотрела финансово-экономическую модель ВНХК в сторону увеличения объема производства топлива и сокращения выпуска нефтехимической продукции.
Так, объем производимых нефтепродуктов увеличен с 1 млн т/год до 8,1 млн т/год, включая 1,8 млн т/год бензина и 6,3 млн т/год дизельного топлива.
Смещение акцента на производство топлива должно было способствовать решению топливных проблем Дальнего Востока.
Автор: Е. Алифирова, О. Бахтина