Иран начинает формировать систему дотаций, которые позволят поддерживать низкие цены на бензин. При нынешнем уровне цен Иран теряет порядка 50-60 млрд долл США в год.
Иранский бензин сегодня один из самых дешевых, его стоимость – около 10 центов за литр. Для сравнения, цены на конец 2010 г в Эмиратах – порядка 48 центов, в КНР – 114 центов, в Саудовской Аравии – 20 центов, в США — в 78 центов, в России — в 86 центов.
Власти Ирана, борясь с убытками, планируют повысить цены в 4 раза. Но чтобы избежать проблем с населением, правительство намерено ввести прямые ежемесячные субсидии - каждой семье по 40 долл США. Реформа вынужденная: резкий рост стоимости топлива (несмотря на огромные запасы нефти, из-за низких возможностей переработки государство вынуждено за купать порядка 40% бензина за границей) не оставил иранскому правительству другого выбора. Кроме того, в отношении Ирана ООН ввела ограничительные санкции в ответ на отказ свернуть ядерную программу. Теперь Тегеран вынужден то повышать цены, то принимать в качестве оплаты за нефть не деньги, а китайские товары.
При помощи реформы правительство надеется сэкономить 53 млрд долл США, несмотря на то, что на дотации для семей придется тратить порядка 30 млрд ежегодно, плюс 10-15 млрд долл США на поддержку компаний. Кроме того, ожидается сокращение ежесуточного потребления почти на 18%. Сэкономить удастся благодаря возросшим в 3,2 раза доходам от продажи бензина.
Поскольку ожидаемая реформа будет самой стремительной за всю историю иранской экономики, во избежание недовольства со стороны населения правительство заранее запустило мощную пиар-компанию, показывающую достоинства новой системы.