Сегодня на бирже спрос на топливо значительно превышает предложение, что позволяет говорить о реальном дефиците высокооктанового бензина и не может не сказаться на его стоимости. Апрель-май 2011 г запомнились России дефицитом бензина в ряде регионов, где цена автомобильного топлива побила все рекорды и дошла до отметки 50 руб за литр.
Все началось еще несколько лет назад. Весной 2008 г правительство России призывало нефтяников отказаться от выпуска бензина стандарта Евро-2, что было встречено без лишнего, ведь тратить деньги на модернизацию производства никому не хотелось. Но проблемы нефтерынка сделали свое дело, и правительство пошло на уступки производителям, увеличив срок эксплуатации Евро-2.
В.Путин попытался урегулировать ситуацию указом о снижении цен на топливо, но компании увидели лишь один адекватный выход – увеличение экспорта. Тогда правительство ввело гигантские экспортные пошлины, и уже с мая 2011 г бензин не вывозится. Но это не могло полностью исправить ситуацию.
Сегодня вся надежда – на Евро-2.
По данным Росстат стоимость бензина в первом полугодии 2011 г почти на 12% выше, чем в первом полугодии 2010 г.
Но отчаиваться не стоит, есть и оптимистичные прогнозы. Так, по мнению главы ФАС А.Голомолзина, нынешний бензиновый кризис в ближайшее время не повторится. А.Голомолзин заявил, что в обозримой перспективе повторения ситуации ожидать не стоит, и топливом страна обеспечена не только на осенние месяцы.
Кроме того, глава ведомства сделал прогноз относительно цен на бензин, сообщив, что их повышение ожидается только в рамках инфляции, хотя и возможны некоторые перепады. В целом же, в этой сфере сюрпризов не будет: стоимость топлива не выйдет за традиционные рамки, диктуемые совокупностью рыночных механизмов и экономических процессов. Да и возвращение Евро-2, опять же, еще сделает свое дело.