В 2010 году Казахстан импортировал 12% высокооктанового бензина. В 2011 году эта цифра, вероятно, удвоится.
В контексте снижения импорта и улучшения экологической обстановки на Атырауском НПЗ ведется планомерная модернизация.
Благодаря законченному в 2006 году первому этапу реконструкции НПЗ завод является единственным в Казахстане способным выпускать моторные топлива, отвечающие стандарту Евро-2.
Тогда совместно с японскими компаниями было заменено много устаревшего оборудования, удалось наладить производство топлива с низким содержанием серы.
Доля выработки высокооктанового бензина в общем производстве бензина поднялась до 37 %.
Завод продолжает модернизацию.
На НПЗ освоено производство смесевого топлива с вовлечением керосина с комбинированной установки гидроочистки бензина и дизельного топлива.
С августа 2008 года начата реализация инвестиционного проекта «Реконструкция вакуумного блока установки ЭЛОУ-АВТ-3 и установки замедленного коксования на Атырауском НПЗ», которую планируют завершить в 2011 году. Это позволит увеличить глубину переработки нефти на НПЗ до 67%.
Активно внедряются АСУТП на технологических установках.
Сейчас на заводе завершается капитальный ремонт технологических установок, большинство из которых уже переведены на 2-годичный ремонтный цикл с сокращением затрат на производство.
Сейчас перед НПЗ стоит задача внедрения крупного инвестиционного проекта «Строительство комплекса по производству ароматических углеводородов».
Ситуация с партерами кардинально изменилась. Японию в проекте заменил Китай.
Практическая реализация проекта «Строительство комплекса по производству ароматических углеводородов» началась 1 октября 2010 года. Сейчас идет стадия проектно-изыскательских работ. Соглашение о переуступке лицензионных прав было заключено между ТОО АНПЗ и Sinopec Engineering в присутствии КазМунайГаза. Чистоту сделки подтвердила компания Axens.
Япония запросила слишком высокую цену, посчитав в условиях кризиса проект рискованным.
Китайцы напротив, снизили цену и сократили срок строительства на 15 месяцев, до 39 месяцев.
Стоимость контракта составила 1,4 млрд долл США.
Строительство будет производиться на кредитные ресурсы, выделяемые Банком развития Казахстана.
Утилизация бензола и его производного параксилола позволит существенно повысить экологическое качество бензина.
Ожидается сокращение выбросов в атмосферу бензольных соединений от автотранспорта в количестве более 30 тысяч тонн в год.
При выходе на проектную мощность АНПЗ будет покрывать 35 % потребностей страны в высокооктановом эко-бензине.
Параксилол – это производный бензола ароматический углеводород, используемый для получения капронов, пластмасс, красителей, сельскохозяйственных ядохимикатов и так далее.
Мировые объемы производства параксилола составляют более 26 млн тонн в год.
Основные производители параксилола расположены в странах Азии (Япония, Южная Корея, Сингапур).
В последнее время в развитых странах он стал производиться на НПЗ, как побочный продукт наряду с серой, также требующей утилизации.
Проект «Строительство комплекса по производству ароматических углеводородов на базе Атырауского НПЗ» поддержан на уровне правительства РК и позволит получить в республике высокотехнологичное нефтехимическое производство по выпуску продукции с высокой добавленной стоимостью.