Вопрос стал одной из тем обсуждения на международной конференции Creon Бензины-2013, проводимой 2 апреля 2013 г в отеле Балчуг Кемпински.
С докладом на тему перспектив малой нефтепереработки в СНГ выступил Е. Пущик - заместитель директора НПФ Турал-110 Е.
«Сейчас большинство мини-НПЗ в технологическом плане представляют собой установки атмосферной перегонки нефти, сконструированные на основе упрощенных схем. При этом, установки мощностью по сырью от 5 до 500 тыс твг принято относить к малотоннажным установкам (МТУ), тогда как установки мощностью до 1 млн твг – к малым НПЗ, совокупность же МТУ и малых НПЗ принято объединять под термином мини-НПЗ.
Сектор мини-НПЗ – это малые масштабы нефтянки и государства СНГ никогда всерьез не интересовалось ими, отдавая все силы «большой» нефтепереработке. В значительной мере этот рынок обойден вниманием и СМИ, и отраслевых экспертов, что закономерно порождает дефицит качественной статистики и избыток субъективной аналитики».
Принципиальные различия между группами мини-НПЗ состоят не только в мощности, но и в рентабельности производства.
Так, рентабельность заводов базового уровня с мощностью менее 100 тыс твг не будет превышать 10%, что говорит о низкой привлекательности таких проектов как отдельного бизнеса.
В то же время рентабельность производства 2-го уровня мини-заводов уже находится в среднем на уровне 50% резко повышая инвестиционную привлекательность, что обусловлено ростом глубины переработки сырья приблизительно с 50 до 80%.
На обоих уровнях мини-НПЗ возможна выработка исключительно прямогонного (низкооктанового) бензина.
Качество производимого дизельного топлива полностью определяется содержанием серы и парафинов в сырье.
Разумеется, говоря о рентабельности первых двух групп мини-НПЗ, мы исходим из возможности реализации вырабатываемой ими продукции.
3-й уровень мощности мини-НПЗ за счет использования процессов термокрекинга, гидроочистки
и риформинга обеспечивает не только привлекательную рентабельность производства, но и возможность выработки качественного малосернистого дизельного топлива и высокооктанового автобензина.
4-й уровень мощности – некое переходное состояние. Такие заводы часто строят в несколько
этапов, и по мере пуска в эксплуатацию всех мощностей завод освобождается от приставки «мини-» не только в плане объема переработки сырья, но и в отношении технологической оснащенности, переходя в группу средних НПЗ. Комплекс процессов каталитического и гидрокрекинга, изомеризации и алкилирования позволяет уже выходить на уровень качества моторных топлив, соответствующий стандарту Евро-4.
Мини-НПЗ 4-го уровня мощности требуют немалых инвестиций.