С начала декабря 2013 г сразу на 5 НПЗ Роснефти - Куйбышевском НПЗ, Сызранском НПЗ, Ачинском НПЗ, Комсомольском НПЗ и Ангарской нефтехимической компании осуществляется подъем и монтаж крупнотоннажного оборудования.
Этому предшествовали уникальные транспортные операции, одна из которых занесена в Книгу рекордов России и Книгу рекордов Европы как самая дальняя автоперевозка (203 км) самого крупного предмета (реактора гидрокрекинга массой 1306 т для Ачинского НПЗ).
Кстати, по утверждению профессора РГУ им. Губкина М. Левинбука, гидрокрекинг при цене на нефть 80 долл США/барр в нефтепереработке становится нерентабелен.
Заметим, что гидрокрекинг является процессом более позднего поколения чем каталитический крекинг или каталитический риформинг, соответственно более совершенный, но и более дорогостоящий.
Да и вообще, по словам М. Левинбука, сказанные им во время доклада 9 декабря 2013 г на международном форуме Нефтегазопереработка в России 2013, расходами на переоборудование российских НПЗ, из бюджета российских компаний оттягиваются значительные средства, которые могли бы быть израсходованы с куда более лучшей пользой, нежели борьбы с экологическими призраками, которые для большинства российских регионов не так актуальны.
Что называется - информация к размышлению.
На Куйбышевском НПЗ и Сызранском НПЗ произведены подъем и монтаж четырех реакторов (по 2 на каждом заводе) 1-й и 2-й ступеней на площадках строящихся установок гидроочистки вакуумного газойля (ГОВГ) комплексов каталитического крекинга FCC. Вес каждого реактора - 550 т, длина - 36 м, диаметр - 6,4 м.
Реакторы для установок ГОВГ прибыли с завода-изготовителя из г Санкт-Петербурга водным путем протяженностью 2,4 тыс км. Подъем и установку реакторов на фундаменты осуществляли при помощи специальных кранов, грузоподъемностью 1350 т.
Строящиеся установки ГОВГ Куйбышевского и Сызранского НПЗ предназначены для удаления серо- азото- кислородсодержащих органических соединений из смеси вакуумного газойля, используемого в качестве сырья для производства автомобильного топлива наивысшего экологического стандарта Евро-5.
На производственной площадке Ангарской нефтехимической компании смонтирован последний - 4-й крупнотоннажный реактор строящейся установки гидроочистки дизельных топлив.
Реактор второй ступени весит около 330 т при длине 36 м.
Он выполнен из хроммолибденванадиевой стали, которая отличается высокой термостабильностью.
Реактор доставлен из Екатеринбурга в Ангарск по железной дороге на специальном транспортере.
На Ачинском НПЗ проводится монтаж 4-х реакторов гидрокрекинга.
В вертикальное положение оборудование массой от 350 тонн до 1300 тонн, длиной от 24 м до 48 м поднимается с помощью специализированной подъемно-транспортной системы B-SET WV. Портальная система рассчитана на подъем груза весом до 1400 тонн на высоту до 100 метров и способна выполнять его сверхточное позиционирование в монтажном положении на фундаменте.
Реакторы - основное оборудование комплекса гидрокрекинга, строительство которого ведется на Ачинском НПЗ наряду со строительством комплекса по производству нефтяного кокса. Ввод новых производственных объектов позволит предприятию увеличить глубину переработки нефти до 96%.
Гидрокрекинг позволит получать больше лёгких дистиллятов из тяжёлого газойля - реактивное и дизельное топливо.
Однако, самое важное, что при гидрокрекинге не будет образовываться никакого тяжёлого нефтеперегоняющегося остатка, а только легкокипящие фракции.
Кроме того, наличие установки гидрокрекинга позволяет переключать мощности НПЗ с выпуска больших количеств бензина (когда установка гидрокрекинга работает) на выпуск больших количеств дизельного топлива (когда она отключена).
На РН-Комсомольский НПЗ производится монтаж 4-х реакторов (гидрокрекинга вакуумного газойля, гидрокрекинга первой и второй ступеней и гидроочистки дизельного топлива), предназначенных для строящегося комплекса гидрокрекинга. Несмотря на наводнение на Дальнем Востоке, произошедшее этой осенью, КНПЗ удалось в кратчайшие сроки восстановить специально построенные причал на р. Амур и подъездную дорогу к строительной площадке. Крупногабаритное оборудование - общая масса прибывшего груза составила 2,5 тыс т, самый тяжёлый реактор 1306 т - доставлено на площадку, монтаж 3-х реакторов уже завершен.
Комплекс гидрокрекинга позволит реализовать проект полного перехода на выпуск продукции стандарта «Евро-5», увеличить глубину переработки нефти до 95%, а также создать около 1 тыс новых рабочих мест как на самом предприятии, так и среди подрядных организаций.
Кроме того, на Новокуйбышевский завод масел и присадок доставлено крупногабаритное оборудование.
Из г Екатеринбурга специальным автомобильным транспортом на промышленную площадку предприятия отдельными секциями доставлена вакуумная колонна Т-1301 для строящейся установки изодепарафинизации.
Сборка колонны будет производиться непосредственно на месте монтажа. В собранном виде высота колонны достигнет 38 м диаметр 4,6 м.
Общая масса составляет порядка 137 т.
Строительство установки изодепарафинизации (IDW) является вторым этапом реализации главного проекта инвестиционной программы завода - строительства современного технологического комплекса гидропроцессов. Установка предназначена для каталитической депарафинизации в среде водорода гидрогенизатов и остатка гидрокрекинга, поступающих с Новокуйбышевского НПЗ. Ввод в эксплуатацию установки IDW позволит предприятию выпускать товарные масла нового поколения с улучшенными физико-химическими и эксплуатационными свойствами.