Американская UOP (входит в Honeywell) приступает к внедрению в нефтеперерабатывающую промышленность (НПЗ) новой технологии алкилирования, разработанной Chevron.
Как сообщили 3 октября 2016 г в UOP, данная технология предполагает использование ионных жидкостей в качестве катализатора для получения высокооктановых моторных топлив.
С получением лицензии на технологию у компании Chevron, UOP планирует предлагать ее под торговой маркой ISOALKY в качестве альтернативы традиционным технологиям, которые предполагают использование в качестве жидкого катализатора алкилирования фтористоводородной или серной кислоты.
По информации компании, алкилирование на ионных жидкостях – это более экономически выгодное решение по сравнению с традиционными технологиями на жидких кислотах, которое обеспечивает такой же выход и высокие октановые числа.
Это новая революционная технология, которая позволит НПЗ получать алкилаты и повышать качество своего бензинового пула.
Технология ISOALKY — это 1я успешная технология жидкостного алкилирования, внедренная за последние 75 лет.
Испытания технологии компания Chevron провела на небольшой демонстрационной установке на своем НПЗ в Солт-Лейк-Сити, где установка успешно эксплуатировалась в течение 5 лет.
Ранее Chevron объявила о своем намерении перевести установку фтористоводородного алкилирования (ФВА) в Солт-Лейк-Сити на технологию ISOALKY.
Предполагается, что строительство начнется в 2017 г, а полноценная эксплуатация технологии ISOALKY стартует в 2020 г.
В рамках проекта оборудование для ФВА, использующееся на НПЗ сейчас, будет демонтировано, а запасы фтористоводородной кислоты ликвидированы.
Новая технология предполагает использование неводной жидкой соли — или ионной жидкости — при температурах ниже 100 ºС для превращения типового потока с установки каталитического крекинга в ценный высокооктановый компонент смешения, позволяющий снизить воздействие моторного топлива на окружающую среду.
К другим преимуществам технологии относится то, что процесс на ионных жидкостях может использоваться как на новых НПЗ, так и на существующих объектах при условии их модернизации.
Она позволяет получать алкилаты из более широкого спектра видов сырья с использованием меньшего объема катализатора.
Этот жидкий катализатор имеет пренебрежимо малое давление насыщенных паров и может регенерироваться непосредственно на объекте, а значит, оказывает меньшее воздействие на окружающую среду, чем другие технологии.
Технологии алкилирования широко используются в нефтеперерабатывающей промышленности для получения высокооктановых бензиновых компонентов, необходимых для производства топлива полного сгорания.
Сегодня для алкилирования в основном используются технологические процессы с применением фтористоводородной или серной кислоты, разработанные компанией UOP или совместно с ней в период с 1938 по 1942 гг.
Из примерно 700 существующих в мире НПЗ более чем у 50% на сегодняшний день имеются установки алкилирования, на которых используется фтористоводородная или серная кислота.
Еще в середине сентября 2016 г в кулуарах форума Нефтегазопереработка-2016 гендиректор UOP Москва В. Агафеев рассказал по секрету о том, что UOP подумывает о локализации в России производства катализаторов для нефтехимического сектора.
Российскому представительству поставлена задача - организовать производство катализаторов в России и поэтому говорить сегодня о каких-то конкретных катализаторах пока нет возможности.
Кроме того, по его словам также не исключается запуск производства промышленного оборудования.
Пока решение о реализации данных проектов не принято, так как не определены типы катализаторов и оборудования, которые можно будет производить в России.
Что ж, вполне возможно, что речь идет о новой технологии.
Между тем, американская компания уже давно и плотно сотрудничает с российскими НПЗ.
К примеру, в качестве лицензиара компания выступает у Газпром нефти, а точнее по строительству установки комплексной переработки нефти (УКПН) на Московском НПЗ (МНПЗ).