В Томском политехническом университете (ТПУ) разработана технология переработки газового конденсата и попутных нефтяных газов (ПНГ) в автомобильный бензин и другие продукты.
Об этом пресс-служба ТПУ сообщила 16 января 2017 г.
Разработчики уверены, что новая нанотехнологическая разработка ТПУ позволит решить проблему утилизации ПНГ, а также значительно удешевить производство автомобильного бензина.
Если в нефти прямогонной бензиновой фракции содержится максимум 10-15%, то в газовом конденсате - до 80% и более.
Так, например, если вы хотите получить 10 тыс т высокооктанового бензина, необходимо будет переработать примерно 100 тыс т нефти.
В то время как газового конденсата для получения такого же объема продукции потребуется около 15 тыс т, что позволяет существенно экономить на сырье, пояснил руководитель лаборатории Переработка углеводородного сырья с применением нанотехнологий ТПУ В. Ерофеев.
Проблема однако заключается в том, что газовый газоконденсат и ПНГ существенно труднее перерабатывать, чем нефть.
Дело в том, что молекулы метана и этана, входящие в их состав, являются химически инертными и практически никак не взаимодействуют с другими молекулами.
В связи с этим, ПНГ в большинстве случаев из-за отсутствия соответствующей инфраструктуры сжигается на многих нефтепромыслах и нефтеперерабатывающих предприятиях в хозяйственных целях.
В Лаборатории Переработка углеводородного сырья с применением нанотехнологий ТПУ найден способ, как решить эту проблему, используя модифицированные наноструктурированные цеолитные катализаторы, позволяющие перерабатывать газовые конденсаты и ПНГ в различные ценные продукты.
Особенностью этих катализаторов (цеолитов) в отличие от существующих промышленных металлических, оксидных и др, стала высокорегулярная микропористая структура.
Диаметр поры равен 6-8 ангстрем (1х10-8 м), что делает их сопоставимыми с молекулами этана, пропана, бутана и др, содержащимися в ПНГ и газовом конденсате.
Внутри каждой микропоры расположены суперкислотные активные центры и попадая в эти микропоры, молекулы изолируются и под воздействием суперкислотных центров приобретают повышенную подвижность и реакционную способность.
Это позволяет значительно легче и при меньших энергетических затратах подвергать их различным химическим превращениям.
Переработку газоконденсата и ПНГ с помощью таких катализаторов проводятся на специальных каталитических установках.
Поступая в реактор такой установки, прямогонный бензин газового конденсата или газообразная фракция С2-С4 ПНГ нагревается, а затем вступает во взаимодействие с катализаторами и модификаторами (оксидными системами).
В результате этих химических процессов получаютxся низшие олефины, арены или высоколиквидные высококооктановые бензины класса Евро-5 и Евро-6.
Такие установки полностью автоматизированы и мобильны, их можно использовать прямо на месторождениях.
ТПУ ведет большую научную и научно-практическую работу в нефтегазовой сфере.
Так, ТПУ стал базой для создания проектный офис для разработки технологии разведки и добычи трудноизвлекаемых запасов нефти (ТРИЗ) и подготовки кадров в этой отрасли.
В Газпромнефть-Восток Институт производственных систем при ТПУ реализует проект по внедрению системы бережливого производства.
Идут работы и по другим направлениям.
Ученые ТПУ разработали инвертор сварочного тока ИСТ-201, позволяющий быстро и менее затратно сваривать швы трубопроводов после магнитной дефектоскопии.
Есть и более впечатляющие разработки - подводный робот Odyssey, который предназначен для мониторинга нефтепроводов и газопроводов, а также других подводных сооружений.